1. Всем пользователям необходимо проверить работоспособность своего электронного почтового адреса. Для этого на, указанный в вашем профиле электронный адрес, в период с 14 по 18 июня, отправлено письмо. Вам необходимо проверить свою почту, возможно папку "спам". Если там есть письмо от нас, то можете не беспокоиться, в противном случае необходимо либо изменить адрес электронной почты в настройках профиля , либо если у вас электронная почта от компании "Интерсвязь" (@is74.ru) вы им долго не пользовались и хотите им пользоваться, позвоните в СТП по телефону 247-9-555 для активации вашего адреса электронной почты.
    Скрыть объявление

Нововенская школа

Тема в разделе "Классика", создана пользователем Rock-and-Roll, 7 дек 2011.

  1. Rock-and-Roll

    Rock-and-Roll

    Репутация:
    65.338
    Rock-and-Roll, 7 дек 2011
    Новая венская школа / Neue Wiener Schule

    Новая венская школа (нем. Neue Wiener Schule, Junge Wiener Schule), Вторая венская школа (нем.Zweite Wiener Schule), Венская атональная школа (нем. Wiener atonale Schule), Венская школа (нем. Wiener Schule) - творческое содружество А. Шёнберга и его венских учеников, в первую очередь А. Берга и А. Веберна, а также их муз. наследие. Названия "Н. в. ш." и "Вторая венская школа" исходят из кругов приверженцев Н. в. ш.; они имеют целью показать, что Н. в. ш. представляет явление, по своей значимости сопоставимое со "старой венской школой", или "первой венской школой", т. е. с венской классической школой, что Н. в. ш. преемственно связана с последней, обладая в то же время важным качеством новизны, современности. Шёнберг, Берг и Веберн неоднократно декларировали свою связь с традициями венской классич. школы. В действительности Н. в. ш. во многом противоположна венской классич. школе. По своей внутр. сущности она представляет собой типическое проявление модернизма в музыке. Для творч. представителей Н. в. ш. характерны крайний субъективизм, преобладание образов разрушения над образами созидания, фактич. отказ от принципов народности и национальности. Первоначальной общей основой Н. в. ш. был атонализм (см. Атональная музыка), к к-рому Шёнберг и Веберн в 1907-09 пришли первыми. В начале 20-х гг. Шёнберг на основе атонализма разработал метод двенадцатитоновой композиции, додекафонии, к-рый полностью приняли его ученики и последователи. В творчестве Веберна был сделан и следующий шаг на пути эволюции атональной музыки - к сериальности. В ранних произведениях Шёнберга ещё сказывается связь с традициями позднего муз. романтизма ("Просветлённая ночь", "Песни Гурре"), в творчестве Берга могут быть отмечены элементы сочувствия к угнетённым, социальной сатиры, стремление к правдивому воспроизведению речевых интонаций. Шёнберг, Берг и Веберн были активными пропагандистами собственных произведений и творч. установок, авторами ряда книг и статей, в к-рых разъясняли и обосновывали свои позиции. Идеи Н. в. ш., в первую очередь провозглашённые ею принципы атонализма и додекафонии, получили распространение в творчестве композиторов мн. стран.
    – крупнейшая музыкальная школа ХХ века.

    Представители: Берг, Шенберг, Веберн. «Ожидание», цикл «Лунный Пьеро», опера «Моисей и Арон» написаны крупнейшим деятелем школы – Шенбергом; пьесы «Хоровод» и «Воццек», «Лирическая сюита», концертная ария «Вино» принадлежат Бергу; пять оркестровых пьес («Прообраз», «Превращение», «Возвращение», «Воспоминание», «Душа»), «Святая святых», струнное трио, кантата «Свет глаз», автором которых является наиболее поздний представитель школы – Веберн.


    Особенность нововенских мастеров в том,что все они солидные профессионалы, а не ремесленники, подлинные «люди культуры». Они авторы кантат, балетов, пьес для оркестра (им отводится особое место в творчестве), в том числе и «экспериментальных» с применением всевозможных авангардных новшеств.

    Многозначительным примером музыкального «дуализма» в творчестве нововенцев может служить творчество Шёнберга и Берга. Здесь есть все: экспрессионизм. Бунт, обличение и протест, которые особенно ярко проявились в годы первой мировой войны. Художественное самовыражение, искания композиторов, вклад в развитие музыки на западе дают право считать нововенцев гениями.

    В «Учении о гармонии» (1911) Шёнберг утверждал, что художнику (музыканту) вполне достаточно следовать своему внутреннему импульсу, это является гарантией правдивости и прогрессивности искусства.

    С Нововенской школы музыка пошла навстречу иному толкованию самой музыки: духовность, хаос, противоречия пытаются быть ограничены, находиться под контролем творчества. Композиторы по-новому испытывают ощущение правды жизни, пытаясь преодолеть инертность восприятия, развеять иллюзии.

    Лучшие произведения нововенцев (прежде всего Берга) были восприняты общественностью как проявления социального и нравственного критицизма. Конфликт в творчестве нововенцев проявился в ограничении мировоззрения авторов и одновременной радикализации принятия творческих решений, к взрыву творческих традиций. Школа нововенцев явилась для тех лет наиболее радикальной. Музыка не знала прежде столь решительных отказов от исторически сложившихся основ этого искусства. Что поставило нововенцев в особое, исключительное положение. Стилистические искания нововенцев были тесно связаны с потребностями времени – это отражало сложную ситуацию эпохи.

    Стиль, сложившийся в русле нововенской школы – жестко экспрессивный, аскетичный, абстрагированный от всего «слишком человечного». Реформа Шёнберга установила курс на ликвидацию основ музыки, их замену. Например: теперь все романтическое воспринималось как нетерпимо благодушное, тривиальное и к тому же ложное.

    Интонация остается осмысленной, а музыка стала сама собой (!), обрела новые возможности; на первый план выходят отдельные созвучия. Все эти последствия реформы Шёнберга не могли не отразиться на творчестве композиторов-нововенцев. Несмотря на ряд негативных последствий реформы Шёнберга, были созданы выдающиеся произведения.

    Наиболее яркой направленностью в нововенской школе явился элемент критицизма, а также бунт против массивной традиционности искусства. Живая творческая мысль, попытка изменить природу музыки, ее интонационность, комбинацию звуков – вот те тенденции, которые определили музыкальную направленность нововенцев, явились признаками прогресса. Это своеобразная «математика против чувств». Шёнбергу и его последователям (в частности Бергу) казалось, что найден ключ к решению всех музыкально-стилистических проблем и что именно по их пути пойдет музыка будущего. Композиторская практика ХХ века не оправдала этих надежд.

    Главная заслуга нововенцев по сравнению с другими музыкальными школами ХХ века – это изобретение новой тональности и уничтожение упорядоченной мелодии. Трудно сказать, что потеряла или приобрела музыка, лишенная тональных опор. Во всяком случае, новая музыка ХХ века освобождена от классических, «догматических» установок прошлых эпох.
     
    #1
  2. Rock-and-Roll

    Rock-and-Roll

    Репутация:
    65.338
    Rock-and-Roll, 7 дек 2011
    Антон фон Веберн / Anton von Webern






    Положение в мире становится все более ужасным,
    особенно в области искусства. А наша задача становится все более огромной.
    А. Веберн






    Австрийский композитор, дирижер и педагог А. Веберн - один из виднейших представителей нововенской школы. Жизненный путь его небогат яркими событиями. Семья Веберна происходит из старинного дворянского рода. Первоначально Веберн обучался игре на фортепиано, виолончели, начаткам музыкальной теории. К 1899 г. относятся первые композиторские опыты. В 1902- 06 гг. Веберн учится в Институте истории музыки при Венском университете, где проходит гармонию у Г. Греденера, контрапункту К. Навратила. За диссертацию о композиторе Г. Изаке (XV-XVI вв.) Веберн удостаивается ученой степени доктора философии. Уже первые сочинения - песий и идиллия для оркестра "В летнем ветре" (1901-04) - обнаруживают быструю эволюцию раннего стиля. В 1904-08 гг. Веберн занимается композицией у А. Шенберга. В статье "Учитель" он ставит эпиграфом слова Шенберга: "Веру в единоспасительную технику следовало бы разрушать, а стремление к истинности - поощрять". В период 1907-09 гг. уже окончательно сформировался новаторский стиль Веберна.

    Закончив образование, Веберн работал дирижером оркестра и хормейстером в оперетте. Атмосфера легкой музыки вызывала в молодом композиторе непримиримую ненависть и отвращение к развлекательности, банальности, расчету на успех у публики. Работая как симфонический и оперный дирижер, Веберн создает ряд своих значительных произведений - 5 пьес ор. 5 для струнного квартета (1909), 6 оркестровых пьес ор. 6 (1909), 6 багателей для квартета ор. 9 (1911-13), 5 пьес для оркестра ор. 10 (1913) - "музыку сфер, идущую из самых глубин души", как отозвался позднее один из критиков; много вокальной музыки (в т. ч. песни для голоса с оркестром ор. 13, 1914-18) и др. В 1913 г. Веберн написал маленькую оркестровую пьесу, применив серийно-додекафонную технику.

    В 1922-34 гг. Веберн - дирижер рабочих концертов (Венских рабочих симфонических концертов, а также Рабочего певческого общества). Программы этих концертов, ставивших целью приобщение рабочих к высокому музыкальному искусству, включали произведения Л. Бетховена, Ф. Шуберта, И. Брамса, Г. Вольфа, Г. Малера, А. Шенберга, а также хоры Г. Эйслера. Прекращение этой деятельности Веберна произошло не по его воле, а в результате путча фашистских сил в Австрии, разгрома рабочих организаций в феврале 1934 г.

    Веберн-педагог обучал (главным образом частных учеников) дирижированию, полифонии, гармонии, практической композиции. В числе его воспитанников-композиторы и музыковеды-К. А. Хартмал, X. Э. Апостель, Э. Ратц, В. Райх, X. Сирл, Ф. Гершкович. Среди сочинений Веберна 20-30-х гг. - 5 духовных песен ор. 15, 5 канонов на латинские тексты, струнное Трио, Симфония для камерного оркестра, Концерт для 9 инструментов, кантата "Свет глаз", единственное помеченное номером опуса сочинение для фортепиано - Вариации op. 27 (1936). Начиная с песен ор. 17 Веберн пишет только в додекафонной технике.

    В 1932 и 1933 гг. Веберн прочитал в одном венском частном доме 2 цикла лекций на тему "Путь к новой музыке". Под новой музыкой лектор подразумевал додекафонию нововенской школы и анализировал то, что ведет к ней на исторических путях эволюции музыки.

    Приход Гитлера к власти и "аншлюс" Австрии (1938) сделали положение Веберна бедственным, трагическим. Он уже не имел возможности занимать какую-нибудь должность, у него почти не было учеников. В обстановке травли композиторов новой музыки как "дегенеративной" и "культур-большевистской" веберновская твердость а отстаивании идеалов высокого искусства объективно была моментом духовного сопротивления фашистской "Kulturpolitik". В последних сочинениях Веберна - квартете ор. 28 (1936-38), Вариациях для оркестра ор. 30 (1940), Второй кантате ор. 31 (1943) - можно уловить тень одиночества и духовной изоляции автора, но нет никаких признаков компромисса или хотя бы колебания. Словами поэтессы X. ионе Веберн призывал "колокол сердец" - любовь: "да бодрствует она там, где жизнь еще теплится, чтобы, пробудить ее" (3 ч. Второй кантаты). Спокойно рискуя своей жизнью, Веберн не написал ни одной ноты в угоду установкам фашистских идеологов от искусства. Трагична и смерть композитора: уже после окончания войны в результате нелепой ошибки Веберн был застрелен солдатом американских оккупационных войск.

    Центр мировоззрения Веберна - идея гуманизма, отстаивание идеалов света, разума, культуры. В обстановке жестокого социального кризиса композитор проявляет неприятие отрицательных сторон окружающей его буржуазной действительности, впоследствии занимает недвусмысленно антифашистскую позицию: "Какие огромные разрушения несет с собой этот поход против культуры!" - восклицал он в одной из лекций 1933 г. Веберн-художник - непримиримый враг банальности, вульгарности, пошлости в искусстве.

    Образный мир искусства Веберна далек от бытовой музыки, простых песен и танцев, сложен и непривычен. В основе его художественной системы - картина гармонии мира, отсюда естественная близость его к некоторым сторонам учения И. В. Гете о развитии природных форм. Этическая концепция Веберна опирается на высокие идеалы истины, добра и красоты, в чем мировоззрение композитора корреспондирует с Кантом, согласно которому "прекрасное есть символ прекрасно-доброго". В эстетике Веберна сочетаются требования значительности содержания, опирающегося на этические ценности (в них композитор включает и традиционные религиозно-христианские элементы), и идеальной отшлифованности, богатства художественной формы. Из пометок в рукописи квартета с саксофоном ор. 22 видно, какие образы занимали Веберна в процессе сочинения: "Рондо (Дахштайн)", "снег и лед, кристально чистый воздух", вторая побочная тема - "цветы высокогорья", далее - "дети на льду и на снегу, свет, небо", в коде - "взгляд в высокогорье". Но вместе с этой возвышенностью образов веберновской музыке присущи сочетание крайней нежности и крайней остроты звучания, утонченность линий и тембров, строгость, подчас почти аскетичность звучания, словно она соткана из тончайших светящихся стальных нитей. У Веберна нет могучих "разливов" и редки длительные нагнетания звучности, ему чужды поражающие образные контрасты, тем более - показ будничных сторон действительности.

    В своем музыкальном новаторстве Веберн оказался самым смелым из композиторов нововенской школы, он пошел много дальше и Берга, и Шенберга. Именно веберновские художественные достижения оказали решающее влияние на новые тенденции музыки второй половины XX в. П. Булез сказал даже, что Веберн - "единственное преддверие музыки будущего". Художественный мир Веберна остается в истории музыки высоким выражением идей света, чистоты, нравственной твердости, непреходящей красоты.

    Op. 1 — Пассакалья для оркестра (1908);
    Op. 2 — Ускользая на лёгких чёлнах (Entflieht auf Leichten Kähnen) для смешанного хора
    на стихи Стефана Георге из «Седьмого кольца» (1908);
    Op. 3 — Пять песен для голоса и фортепиано
    на стихи Стефана Георге (1908—1909, также ред. 1920);
    1. «Dies ist ein Lied» / «Эта песня только для тебя»;
    2. «Im Windesweben» / «В дуновении ветра»;
    3. «An Bachesrand» / «На берегу ручья»;
    4. «Im Morgentaun» / «По утренней росе»;
    5. «Kahl Reckt der Baum» / «Нагое дерево»;
    Op. 4 — Пять песен для голоса и фортепиано
    на стихи Стефана Георге (1908—1909);
    1. Eingang («Welt der Gestalten») / «Вход»;
    2. «Noch zwingt mich Treue» / «Ещё заставляет меня верность»;
    3. «Ja, Heil und Dank dir» / «Хвала и благодарность тебе»;
    4. «So ich traurig bin» / «Я так печален»;
    5. «Ihr tratet zu dem Herde» / «Вы подошли к очагу»;
    Op. 5 — Пять пьес для струнного квартета (1909);
    Op. 6 — Шесть пьес для большого оркестра (1909, вторая ред. 1928);
    Op. 7 — Четыре пьесы для скрипки и фортепиано (1910, окончательная ред. 1914);
    Op. 8 — Две песни для голоса и ансамбля
    (кларнет, бас-кларнет, валторна, труба, челеста, арфа, скрипка, альт и виолончель)
    на стихи Райнера Марии Рильке) (1910, ред. 1921 и 1925);
    1. «Du, der ich’s nicht sage» / «Ты, от которой я всегда скрываю»;
    2. «Du machst mich allein» / «С тобой я одна»;
    Op. 9 — Шесть багателей для струнного квартета (1911);
    Op. 10 — Пять пьес для оркестра (1911);
    Op. 11 — Три маленькие пьесы для виолончели и фортепиано (1914);
    Op. 12 — Четыре песни для голоса и фортепиано (1915-17);
    1. «Der Tag ist vergangen» / День прошёл (1915);
    2. «Die geheimnisvolle Flöte» («An einem Abend») / «Таинственная флейта»
    на стихи Ли Тай-бо из «Китайской флейты» Х. Бетге (1917);
    3. «Schien mir’s, als ich sah die Sonne» / «Казалось мне, когда я видел солнце»
    на стихи А. Стриндберга из «Сонаты призраков» (1915);
    4. «Gleich und gleich» («Ein Blumenglöckchen») / «Друг для друга»
    на стихи И. В. Гёте (1917);
    Op. 13 — Четыре песни для голоса и оркестра (1914-18);
    1. «Wiese im Park» («Wie wird mir zeitlos») / «Лужайка в парке»
    на слова Карла Крауса (1917);
    2. «Die Einsame» («An dunkelblauem Himmel») / «Одинокая»
    на стихи Ван Сен-ю из «Китайской флейты» Х. Бетге (1914);
    3. «In der Fremde» («In Fremdem Lande») / «На чужбине» на стихи Георга Тракля
    на стихи Ли Тай-бо из «Китайской флейты» Х. Бетге (1917);
    4. «Ein Winterabend» («Wenn der Schnee») / «Зимний вечер» (1918);
    Op. 14 — Шесть песен на стихи Георга Тракля (1917-21);
    1. «Die Sonne» / «Солнце»;
    2. «Abendland I» / «Вечерний пейзаж I»;
    3. «Abendland II» / «Вечерний пейзаж II»;
    4. «Abendland III» / «Вечерний пейзаж III»;
    5. «Nachts» / «Ночью»;
    6. «Gesang einer gefangnen Amsel» / «Пение пойманного дрозда»;
    Op. 15 — Пять духовных песен для голоса, флейты, кларнета
    (также бас-кларнета), трубы, арфы и скрипки (также альта, 1917-22);
    1. «Das Kreuz, das musst' er tragen» / Крест (1921)
    2. Morgenlied «steht auf, ihr lieber Kinderlein» / Утренняя песня (1922);
    3. «In Gottes Namen aufstehen» / «С божьим именем вставать» (1921);
    4. «Mein Weg geht jetzt vorüber» / «Мой путь» (1922);
    5. «Fahr hin, O Seel'» / «Иди, о душа» на стихи П. Розеггера (1917);
    Op. 16 — Пять канонов для высокого сопрано, кларнета и бас-кларнета
    на латинские тексты (1924);
    1. «Christus factus est» (1924);
    2. «Dormi Jesu» (1923);
    3. «Crux fidelis» (1923);
    4. «Asperges me» (1923);
    5. «Crucem tuam adoramus» (1924);
    Op. 17 — Три народных текста
    для голоса, скрипки (также альта), кларнета и бас-кларнета (1924);
    1. «Armer Sünder, du» / «Бедный грешник» на стихи П. Розеггера (1924);
    2. «Liebste Jungfrau» / «Святая дева» (1925);
    3. «Heiland, unsere Missetaten» / «Спаситель» (1925);
    Op. 18 — Три песни для голоса, кларнета in Es и гитары (1925);
    1. «Schatzerl klein» / «Золотко» на стихи П. Розеггера;
    2. Erlösung «Mein Kind, Sieh an» / «Спасение» на слова из «Волшебного рога мальчика»;
    3. «Ave, Regina Coelorum» на слова марианского антифона;
    Op. 19 — Две песни для смешанного хора с инструментальным сопровождением
    (скрипка, кларнет, бас-кларнет, гитара и челеста)
    на стихи И. В. Гёте из «Китайско-немецких времён дня и года» (1926);
    1. «Weiß wie Lilien» / «Лилии свечей белеют»;
    2. «Ziehn die Schafe» / «На лугу пасётся стадо»;
    Op. 20 — Струнное трио в двух частях (1926—1927);
    Op. 21 — Круговая симфония в двух частях
    для кларнета, бас-кларнета, двух валторн, арфы и струнных (1927—1928);
    Op. 22 — Квартет в двух частях
    для скрипки, кларнета, тенора-саксофона и фортепиано (1928—1930);
    Op. 23 — Три песни для голоса и фортепиано
    из «Непроходимого пути» («Viae inviae») Хильдегард Йоне (1934);
    1. «Das Dunkle Herz») / «Тёмное сердце» (1934);
    2. «Es stürzt aus Höhen Frische» / «Устремляется с высот» (1933);
    3. «Herr Jesus mein» / «Господь Иисус мой» (1933);
    Op. 24 — Концерт для 9 инструментов
    (флейты, гобоя, валторны, трубы, тромбона, скрипки, альта и фортепиано, 1931—1934);
    Op. 25 — Три песни на стихи Хильдегард Йоне для голоса и фортепиано (1934);
    1. «Wie bin ich froh!» / «Как я рад»;
    2. «Des Herzens Purpurvogel» / «Пурпурная птица сердца»;
    3. «Sterne, Ihr silbernen Bienen» / «Звёзды»;
    Op. 26 — Свет глаз (Das Augenlicht) для смешанного хора и оркестра
    на слова Хильдегард Йоне (1935);
    Op. 27 — Вариации для фортепиано в трёх частях (1935—1936);
    Op. 28 — Струнный квартет в трёх частях (1936—1938);
    Op. 29 — Первая кантата для сопрано, смешанного хора и оркестра
    на слова Хильдегард Йоне (1938—1940);
    1. «Zündender Lichtblitz» / «Зажигающая молния жизни»;
    2. «Kleiner Flügel» / «Маленькое крылышко»;
    3. «Tönen die Seligen Saiten Apolls» / «Звучат блаженные струны Аполлона»;
    Op. 30 — Вариации для оркестра (1940);
    Op. 31 — Вторая кантата для сопрано, баса, смешанного хора и оркестра
    на слова Хильдегард Йоне (1943);
    1. «Schweigt auch die Welt» / «Мир молчит»;
    2. «Sehr tiefverhalten» / «Глубоко скрытая внутренняя жизнь»;
    3. «Schöpfen aus Brunnen» / «Черпать их фонтанов неба»;
    4. «Lichteste Bürden» / «Легчайшие ноши деревьев»;
    5. «Freundselig ist das Wort» / «Приветливое слово»;
    6. «Gelockert aus dem Schoße» / «Освобождённый из лона».
    [править]
    Без опуса
    Две пьесы для виолончели и фортепиано (1899)
    1. Langsam G-dur;
    2. Langsam F-dur
    В летнем ветре (Im Sommerwind) Идиллия для большого оркестра по поэме Б. Вилле (1904)
    Медленная часть (Langsamer Satz) для струнного квартета (1905)
    Струнный квартет (1905)
    Часть (Satz) для фортепиано (1906)
    Сонатная часть (рондо) (Sonatensatz — Rondo) для фортепиано (1906)
    Рондо для струнного квартета (1906)
    Квинтет для фортепиано и струнного квартета (1907)
    Пьесы для оркестра (1913)
    1. Bewegt
    2. Langsam (Sotenuto)
    3. Sehr Bewegte Viertel
    4. Langsame Viertel
    5. Alla breve
    Соната для виолончели и фортепиано (1914)
    Детская пьеса (Kinderstück) для фортепиано (1925)
    Пьеса (Klavierstück) для фортепиано (1925)
    Часть (Satz) для струнного трио (1925)
    Песни (1899—1914)
     
    #2
Загрузка...