1. Всем пользователям необходимо проверить работоспособность своего электронного почтового адреса. Для этого на, указанный в вашем профиле электронный адрес, в период с 14 по 18 июня, отправлено письмо. Вам необходимо проверить свою почту, возможно папку "спам". Если там есть письмо от нас, то можете не беспокоиться, в противном случае необходимо либо изменить адрес электронной почты в настройках профиля , либо если у вас электронная почта от компании "Интерсвязь" (@is74.ru) вы им долго не пользовались и хотите им пользоваться, позвоните в СТП по телефону 247-9-555 для активации вашего адреса электронной почты.
    Скрыть объявление

Статьи, советы опытных фотографов. Читать всем :)

Тема в разделе "Фотошкола", создана пользователем zse, 14 мар 2006.

  1. zse

    zse Guest

    Репутация:
    0
    zse, 14 мар 2006
    В этой теме размещаются советы опытных фотографов, опубликованные в литературе или интернете, а также результаты собственного опыта.
    Рекомендуется следующее:
    1. Советы писать грамотно, без жаргонизмов, чтобы было понятно всем, даже взявшим фотоаппарат в руки впервые.
    2. Желательно указывать ссылки - это все, чем мы можем выразить свою благодарность автору совета.
    3. Тема состоит только из статей и различного рода заметок, все обучающие видеоматериалы и книги находятся в соседней теме.


    Оглавление темы


    1. 23 бесполезных совета по съемке пейзажей
    2. Фотоаппарат и окружающая среда. Или как удачно сделать кадры на природе, и не повредить любимую фотокамеру.
    3. Разрешающая способность системы объектив - матрица
    4. Немного базовых определений
    5. О Carl Zeiss и других легендах в фототехнике
    6. Некоторые практические приёмы общения фотографа с собственной женой
    7. Освещение в фотографии
    8. Как делать хорошие фотографии или "Все, что Вам действительно необходимо узнать о фотографии, о чем Вы не узнаете из книг"
    9. Ночной город. Фотосъемка.Журнал Потребитель. Экспертиза и тесты.
    10. Про световую кисть
    11. Оптические свойства драгоценных камней
    12. Основы экспонометрии по системе Ансела Адамса
    13. Разговор о стиле
    14. Воплощение идеи в пейзаже, часть 1
    15. Воплощение идеи в пейзаже, часть 2
    16. Воплощение идеи в пейзаже, часть 3
    17. Воплощение идеи в пейзаже, часть 4
    18. Мненмонический калькулятор экспозиции по зонной теории Адамса
    19. Основные ошибки
    20. Плохая погода - хорошие снимки
    21. Гиперфокальное расстояние объектива (ГР) и его практическое использование
    22. Отражения крупных объектов на плоских поверхностях или урок "как как сделать забавные фото без ФШ".
    23. Световая кисть
    24. Рисуем светом, светографика
    25. Не очень серьезные советы
    26. Реализация светописи
     
    #1
  2. zse

    zse Guest

    Репутация:
    0
    zse, 14 мар 2006
    23 бесполезных совета по съемке пейзажей

    (с) Андрей Крюк​
     
    #2
  3. zse

    zse Guest

    Репутация:
    0
    zse, 14 мар 2006
    Фотоаппарат и окружающая среда.
    Или как удачно сделать кадры на природе, и не повредить любимую фотокамеру.
    Хафиз Яхин
    Журнал Потребитель, Фото&Видеокамеры N3 2000г.​
     
    #3
  4. zse

    zse Guest

    Репутация:
    0
    zse, 14 мар 2006
    Разрешающая способность системы объектив - матрица​

     
    #4
  5. zse

    zse Guest

    Репутация:
    0
    zse, 15 мар 2006
    DPOF

    DPOF- произносится «ди поф» - это сокращение от Digital Print Order Format - формат записи информации о кадрах камерой, компьютером или прочими устройствами создания/обработки изображений для автоматической печати на принтерах (поддерживающих DPOF) и в фотолабораториях. Также используется для представления изображений на интернет-сайтах, в презентациях, при рассылке по факсу, передачи по сетям сотовых телефонов и т.д. без задействования компьютера. Для этих целей в определённой папке на карте памяти создаются текстовые файлы с данными. Данные содержат информацию о том, какой кадр нужно распечатать, сколько копий, какую информацию нужно впечатать в изображение, какие кадры напечатать на одном листе, размер отпечатка и др. Обычно данные вводятся из меню фотокамеры в режиме просмотра или из графического приложения компьютера.

    Цифровой зум

    О нём вы, возможно, уже много раз слышали, особенно в отношении цифровых фотокамер с нерегулируемым объективом. Некоторые производители известны своими надписями ”6x zoom” на камере, в то время как реально камера имеет 3x оптический зум и может дополнительно задействовать 2x цифровой зум.
    Оптический зум обеспечивается конструкцией объектива и показывает во сколько раз увеличивается изображение при изменении фокусного расстояния объектива от минимального до максимального. В зависимости от того, по какую сторону прилавка вы находитесь, цифровой зум можно рассматривать как полезное дополнение для фотокамер с небольшим оптическим зумом или как жалкая маркетинговая уловка для продажи камер с ограниченным зумом.
    На самом деле, цифровой зум это просто вырезание центральной части кадра. Некоторые производители вырезают центральную часть кадра и даже не растягивают изображение до полного кадра камеры. Вот это не цифровой зум, а просто вырезание.
    Другая, немного более усложнённая реализация цифрового зума представляет собой вырезание того же самого центра кадра и его интерполяцию до полного (родного) разрешения камеры.

    Оптический зум

    Также вы можете встретить на объективе надпись «ZOOM», например, 2 x zoom. Так уже давно маркировались объективы видеокамер. Как и у них, это число показывает во сколько раз максимальное фокусное расстояние объектива больше минимального, что примерно соответствует увеличению размера объекта на снимке. Например, изображение человека стоящего прямо перед вами может занимать половину кадра по вертикали при 35 мм фокусе объектива, а если вы увеличите (zoom in - наезд) фокусное расстояние до 70 мм (2 х 35 мм), то изображение займет всю высоту кадра.
    Недостатком некоторых цифровых фотокамер является бочкообразные (barrel) искажения при съёмке с маленьким фокусным расстоянием, но программно, в том же Photoshop’е, это можно исправить.


    35 мм эквивалент
    Все производители цифровых фотокамер указывают «35 мм эквивалент» фокусного расстояния просто потому, что это уже знакомо пользователям, и они представляют себе, что может снять 28 мм объектив и что 50 мм. Здесь представлены фокусные расстояния обычных объективов:
    • менее 20 мм = сверхширокоугольный
    • 24 мм - 35 мм = широкоугольный
    • 50 мм = нормальный, угол обзора как у человеческого глаза (46°)
    • 80 мм - 300 мм = длиннофокусный (телефото, узкоугольный)
    • более 300 мм = супердлиннофокусный
    Увеличение фокусного расстояния приводит к большему увеличению изображения, уменьшению глубины резкости, искажению массштабных соотношений и искажению перспективы из-за уменьшения угла зрения.

    EXIF

    EXIF- Exchangeable Image File Format - это формат записи данных, используемый цифровыми камерами. Первая версия этого формата была введена ассоциацией JEIDA (Japan Electronic Industry Development Association) в 1995 году. Большинство современных цифровых камер работают со сжатыми Exif файлами в формате JPEG, т.е. эти изображения можно считывать в любом приложении, поддерживающем этот формат, включая почти все web браузеры и графические редакторы, приложения для презентаций и создания документов. По умолчанию этот формат поддерживает sRGB цветовой профиль.
    EXIF поддерживает хранение расширенной информации в шапке каждого JPEG файла. Почти все цифровые камеры используют этот формат для записи таких данных, как время и дата съёмки, параметры экспонирования (ISO, выдержка, диафрагма) и другой дополнительной (часто на усмотрение производителя) информации о камере.

    Фотоматрица ПЗС/КМОП - sensor CCD/CMOS

    Для регистрации падающего света в цифровых фотокамерах используется микросхема с матрицей из фотоэлементов (CCD или CMOS). Это устройство "запоминает" картинку - выполняет в цифровых фотокамерах роль фотоплёнки. Первоначально они разрабатывались для видео приложений, но с появлением фотоприёмников с хорошей цветопередачей и большим разрешением их стали применять и в фотокамерах. У большинства (кроме матриц Foveon) фотоматриц пикселем называется отдельный светочувствительный элемент. Все «голые» фотоэлементы воспринимают свет различных длин волн одинаково. Чтобы матрица могла фиксировать изображение в цвете, каждый фотоэлемент закрывается светофильтром. Светофильтры могут наноситься непосредственно на фотослой, или могут быть сделаны в виде матрицы светофильтров, которая накрывает фотоматрицу.

    Сенсор с межрядным переносом

    Обычные массовые цифровые фотокамеры оснащаются ПЗС матрицей с межрядным переносом (Interline Transfer sensor - IT), которая сама может включать / выключать регистрацию падающего на неё света, т.е. работать как электронный затвор. Это осуществляется переносом электрического заряда из фотоэлемента (фотодиода) в «сдвиговый регистр» и далее в другой регистр, и т. д. до выхода фотоматрицы. Преимущество таких фотоматриц в том, что ими можно управлять программно, им не нужен механический затвор (хотя зачастую они работают совместно) и она может выдавать непрерывный видео сигнал, что необходимо для компоновки кадра на ЖК-экране.
    Поскольку у такой матрицы между фотоэлементами располагаются элементы управления, то эффективная площадь фотоматрицы составляет около 30%. Для увеличения эффективности регистрации света некоторые производители устанавливают над каждым фотоэлементом индивидуальную собирающую микролинзу, что позволяет увеличить эффективную площадь примерно до 70%.

    Полнокадровый сенсор

    Профессиональные цифровые фотокамеры оснащаются преимущественно полнокадровыми сенсорами (Full Frame sensor). У них нет регистров сдвига, поэтому для них обязательно нужен механический затвор. После открытия - закрытия затвора заряды из фотоячеек последовательно переносятся в считывающий регистр. Поскольку полнокадровые сенсоры устроены более просто (не имеют сдвиговых регистров и элементов управления вокруг каждого фотоэлемента), они имеют большую эффективную площадь (около 70%) и им не нужны микролинзы.
    Их недостаток в том, что вы не можете получить с них непрерывный видео сигнал. Это главная причина того, что большая часть производителей не используют полнокадровые фотоматрицы (уж очень нам нравится пользоваться ЖК-дисплеем как экраном видеокамеры для компоновки кадра)

    Баланс белого

    Так называется функция цветокоррекции первоначального изображения, применяемая для обеспечения одинаковой цветопередачи при различных источниках освещения объекта съёмки. Обычно наше зрение само подстраивается под различные условия освещения, но при съёмке цифровой камерой ей нужно задать опорное соотношение интенсивности воспринимаемых ею, камерой, цветов, для того чтобы она воспроизвела белый цвет именно как белый, и, соответственно, видела оттенки всех других цветов одинаково, независимо от интенсивности опорных цветов в свете различных источников освещения, обладающих разной цветовой температурой.
    Большинство цифровых камер выставляют баланс белого автоматически, т.е. камера анализирует спектр кадра и высчитывает баланс белого, однако в сложных ситуациях, когда преобладает один цвет, скажем зелёный, камера ошибается. Также большинство цифровых камер позволяют взамен автоматической установки баланса белого выбрать вручную один из стандартных режимов: солнечно, облачно, лампа дневного света, лампа накаливания и т.д.
    Современные «продвинутые» цифровые камеры позволяют установить баланс белого, просто задав его с реперного объекта, в качестве которого можно выбрать белый лист бумаги, карточку или ближайшую стену. Камера запомнит установку на данную цветовую температуру, и будет использовать её для корректировки всех изображений до её переустановки.

    Рыбий глаз (Fisheye Lens, Fishy eye)
    Сверх-широкоугольный объектив, с углом поля зрения около 180 градусов. Объектив имеет очень большую глубину резкости. Особенностью данных объективов является сильная дисторсия периферийной области изображения.

    Шрифтом по-умолчанию на форуме принят Verdana №2
     
    #5
  6. zse

    zse Guest

    Репутация:
    0
    zse, 16 мар 2006
    О Carl Zeiss и других легендах в фототехнике

    О Carl Zeiss и других легендах в фототехнике
    Алексей Николаев, www.photoweb.ru/anphoto
     
    #6
  7. zse

    zse Guest

    Репутация:
    0
    zse, 20 мар 2006
    Некоторые практические приёмы общения фотографа с собственной женой

    Почти юмор, но есть полезные вещи.
     
    #7
  8. zse

    zse Guest

    Репутация:
    0
    zse, 27 апр 2006
    Освещение в фотографии

    Освещение бывает направленным, рассеянным и комбинированным.
    • Направленный светсвет, дающий на объекте резко выраженные света́, тени и в некоторых случаях блики.
    • Рассеянный свет — свет, равномерно и одинаково освещающий все поверхности объекта, вследствие чего на них отсутствуют тени, блики и рефлексы.
    • Комбинированное освещение представляет собой сочетание направленного и рассеянного света.
    Уменьшение общей освещённости изменяет соотношение между яркостями свето́в и теней: яркость свето́в убывает быстрее, чем теней. Это происходит за счёт некоторого освещения теней рассеянным светом. Таким образом, уменьшение общей освещённости вызывает одновременно и уменьшение контраста.
    Освещение является простым, если свет имеет одно направление, и сложным, если он идет по нескольким направлениям, от двух и более источников.
    Освещение будет жёстким, когда источником света является вольтова дуга или электролампа без арматуры; смягчённым — если он заслонен полупрозрачным экраном (из бумаги, молочного стекла, лёгкой ткани), и мягким — когда он заключён в широкий софит с полупрозрачным экраном.
    Вид освещения сказывается на очертании теней и характере рельефа. При жёстком освещении границы теней очень точно очерчены, а рельеф объекта преувеличивается — создается впечатление, что все впадины углубились. Смягчённое освещение размывает контуры теней и уменьшает рельефность объекта. Мягкое освещение ещё более увеличивает этот эффект.
    Если источник света близко расположен к освещаемому телу, то тени будут конусообразными и резко очерченными. Если два источника света посылают в пространство взаимно перекрещивающиеся лучи, то они дадут тень и полутень, которые смягчат контраст изображения.
    Лучи, падающие на поверхность объекта под углом больше 45°, дают прямое освещение, а под меньшим — косое.
    Косое освещение подчёркивает форму предметов и хорошо выявляет их детали. Его разновидностью является скользящее освещение, когда угол падения на поверхность объекта близок к нулю градусов. Скользящее освещение особенно чётко выявляет фактуру объекта. Для смягчения контраста при скользящем освещении дают дополнительное прямое освещение объекта съёмки, но от более слабого источника света, чем источник скользящего освещения.
    При освещении искусственными источниками света крупных планов (портретов, натюрморта и т.д.) пользуются следующими видами освещения:
    • Заполняющий, или общий свет – равномерное, рассеянное, бестеневое освещение объекта, имеющее достаточную интенсивность для короткой выдержки. Осуществляется комбинацией источников верхнего и переднего света.
    • Рисующий свет — пучок света, направленного на объект или его сюжетно важную часть. Его задача — создание основного светового эффекта. Такой свет должен давать бо́льшую освещённость на освещённом участке объекта по сравнения с освещённостью общего света. Самостоятельно рисующий свет употребляется редко, так как он даёт контрастное освещение, затрудняющее проработку деталей в тенях или света́х из-за большого интервала яркостей.
    • Моделирующий свет — узкий направленный пучок света малой интенсивности, используемый для получения бликов, улучшающих передачу объёма объекта и подсветки теней с целью их смягчения, а иногда и полного устранения. Назначение моделирующего света — улучшение градации светотени. Прибором для моделирующего света служит глубокий узкий софит с обыкновенной лампой накаливания небольшой мощности или обычный софит с надетым на него тубусом.
    • Контурный, или контрово́й, свет — задний скользящий свет, используемый для выделения контура объекта от фона. Таким светом выявляют форму всего объекта или какой-либо его части. Источник контурного света помещают позади объекта на близком расстоянии от него. Получают тонкую линию светового контура, которая расширяется с удалением источника света от объекта. В качестве прибора для контурного света используют софит со средним диаметром рефлектора.
    • Фоновый свет — свет, освещающий фон, на котором проецируется объект. Освещённость фона должна быть меньше, чем освещённость, даваемая общим и рисующим светом. Фоновый свет бывает равномерным и неравномерным. Обычно его распределяют так, чтобы светлые участки объекта рисовались на тёмном фоне, а тёмные — на светлом. Для равномерного освещения фона используют источники света в широком софите, а для создания на нем световых пятен — в узком софите.
     
    #8
  9. zse

    zse Guest

    Репутация:
    0
    zse, 17 июл 2006
    Как делать хорошие фотографии
    или
    "Все, что Вам действительно необходимо узнать о фотографии, о чем Вы не узнаете из книг"
    [FONT=Georgia, Times New Roman, Times, serif]© 2004[/FONT][FONT=Georgia, Times New Roman, Times, serif] Ken Rockwell.com All rights reserved.[/FONT]​
     
    #9
  10. zse

    zse Guest

    Репутация:
    0
    zse, 24 июл 2006
    Ночной город. Фотосъемка.

    Журнал Потребитель. Экспертиза и тесты. Фототехника & Видеокамеры № 19, 2004
    Дмитрий Константинов
     
    #10
  11. zse

    zse Guest

    Репутация:
    0
    zse, 25 июл 2006
    Про световую кисть (раз уж просили). Народ нынче злой пошел - просто так копировать свои тексты не дают. Так что выложу, что есть. Нашел и лучше, но тут сами в Гугле копайтесь :)
     
    #11
  12. Green[ek]

    Green[ek]

    Репутация:
    17.159
    Green[ek], 25 ноя 2006
    Информация к размышлению...

     
    #12
  13. Green[ek]

    Green[ek]

    Репутация:
    17.159
    Green[ek], 17 июл 2007
    Отличная вещь:)
    Автор:Л. Гонт
    Источник: сайт ФотоФорум.ру
    Публикуется по материалам:Гонт Л. "Экспозиция в фотографии", М., Мир, 1984
     
    #13
  14. Lead

    Lead

    Репутация:
    2.162
    Lead, 6 июн 2008
    Разговор о стиле / Дмитрий Катков

    Дмитрий Катков

    Разговор о стиле

    Эти заметки адресованы моим любимым Ученикам. Но если кому-нибудь будет также интересно с ними ознакомиться, буду рад.

    У меня нет стиля. Но я не теряю надежд на то, что в один прекрасный день я его найду. Так могут сказать многие. Поэтому я решил искать его вместе, и предлагаю вниманию некоторые заметки на этот счёт.

    По моему мнению, стиль - это уникальный способ подачи энергетики, присущий только вам. В поисках стиля просто противопоказано посещать какие-то выставки фотографий, или искать его у других авторов. Стиль - внутри вас, это ваша личность и её душевные стремления, очищенные от покрывающих её наслоений визуального опыта. Поэтому поиск стиля напоминает мне поиск тех очков, которые у вас на лбу. Просто покопайтесь в себе - и вы обязательно найдёте. Предварительно найдя своё "Я", так сказать, очистившись от всего того ненужного, что прилипло к вам.

    Я свято уверен, что для того, что бы очиститься, "пробудиться" (буддизм) или воскреснуть (христианство) вначале надо просто умереть, оставив все нажитое в прошлом, что бы затем родиться заново. Не надо понимать эти слова примитивно буквально, однако также не надо понимать их упрощённо. Очищение через смерть - вот путь к освобождению от слоёв наслоений вашего опыта. Если в религиях для "пробуждения" используются различные психофизические методы временного ухода в мир иной или методики самовнушения, то тут я призываю просто забыть обо всём, что когда-то видели у других фотографов, как будто заново родившись. Забыть обо всём. Или (если в религиях) - идите к Учителю, он вам поможет и "умереть" и очистившись, вернуться. (Тема временной, но искренней смерти с последующим воскрешением в чистых полотенцах очень серьёзна и личностна, поэтому понимайте как хотите - я пока ограничусь тем, что сказал). Не зря же "учителей" на нескольких фотосайтах назвали "гуру"!

    Дети являются наиболее непродвинутыми в плане знаний людьми. Следует ли из этого, что они имеют свой стиль? Нет, так как они ещё не сформировавшиеся личности, что означает только одно - их мировоззрение не образует замкнутую и бесконфликтную систему. Для понимания слегка отвлекусь. Может ли одна только конкретная карточка иметь авторский стиль? Нет. Об авторском стиле говорят, когда видят несколько фотографий данного автора. Дело в том, что стиль, выражая вас самих, составляет стройную систему ваших взглядов на мир, или, что ещё более точно - материализованную систему ваших отношений к окружающему. А одной карточкой систему не выразишь! Стиль - это не предметы, которые вы изображаете, а чувства, составляющее единое целое и дополняющие друг-друга до целой картины - вас самих. Кроме того, с точки зрения скрытой психологии, стиль напоминает мне сны, которые можно трактовать, понимая, что из себя представляет человек - тот, кто их смотрит. Какой стиль - таков и сам автор. Есть крикливые авторы со стилями в крикливых тонах и с дикими контрастами, есть мягкие авторы с соответствующими стилями. Не удержусь от хорошего примера - Игорь Култышкин. Когда он только пришёл на photographer.ru, я был приятно удивлён его работами с мягкими полутонами. Затем он поменял изобразительные средства - стал работать с моноклем - но результат не изменился, его работы по-прежнему мягки и спокойны. Я знаю его в жизни - точно такой же мягкий, доброжелательный и спокойный человек, как и его работы. Значит, человек обрёл свой стиль, нашёл себя.

    У некоторых начинающих фотографов есть в работах что-то стилеобразующее, чего нет у многих продвинутых авторов. Ломать авторский стиль - значит ломать личность, поэтому всегда трудно комментировать работы и воспринимать комментарии. Поэтому я призываю авторов работ относиться к комментариям с пониманием этого момента, а самих комментаторов призываю не ломать стиль автора, который уже имеет свой стиль.

    Следование стилю какого-то другого автора приводит к появлению пародий, схожих по форме с оригиналом, но отличающихся по содержанию. Это просто подражание, желание быть другим человеком, нераскрытие своего "Я". Запомните: стиль - это ваш почерк. Если ваши работы имеют ваш стиль, то любой и без указания имени автора сможет сказать: "А вот эта работа фотографа Иванова!". Если же стиль не явился отражением вашего глубинного "Я", а просто выдуман или содран с другого автора, то это дитя заведомо обречено на смерть - у вас просто нет соответствующего "молока", что бы его кормить.

    Я намеренно не говорю про различные стилеобразующие визуальные приёмы. Рамки, цвет, натура, тип фотоаппарата - цифра или плёнка. Я просто считаю, что на самом деле они не образуют стиля. Они призваны только помочь выразить ваш стиль. Стиль совсем не в этом, хотя так не кажется на первый взгляд. Просто все эти перечисленные визуальные элементы легко поддаются копированию и клонированию. Ваш стиль - это не вопрос "Как", а вопросы "Что" и "Почему". И я хотел бы заметить, что если в вашей карточке нет вашей Души, то это автоматически подразумевает, что ваша карточка не может принадлежать к какому-либо стилю вообще. Именно поэтому так много фотографий без авторского стиля. Подчините всё одному Началу!

    В процессе поиска своего стиля нельзя найти два и более их. Ваш стиль - только один стиль, если вы не двуличный человек. Фотографии в вашем истинном стиле никогда не будут однообразным повторением одних и тех же предметов, ведь это система отношений, а не система визуальных форм. Пушкин имел свой стиль - но все его произведения разнообразны; PINK FLOYD также не надоедает при наличии узнаваемого стиля. С другой стороны песни Милен Фармер или композиции Кенни Джи - как будто клонированы, говоря нам, что это не стиль, а иммитация ранее успешных композиций. Настоящий стиль не является сдерживающим или ограничивающим фактором в творчестве.

    Стили столь же разнообразны, как и сами люди. Обретите себя - и у ваших работ появится свой стиль, узнаваемость.

    Хулиганствующий Элементъ © 2002

    http://photo-element.ru/style.html
     
    #14
  15. Lead

    Lead

    Репутация:
    2.162
    Lead, 18 июн 2008
    Воплощение идеи в пейзаже / Дмитрий Катков

    Дмитрий Катков
    ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕИ В ПЕЙЗАЖЕ

    ОГЛАВЛЕНИЕ:

    1. Немного теории
    2. Световой акцент
    3. Цветовой акцент
    4. Композиционный акцент

    По статистике, пейзаж - самый распространённый жанр любительской фотографии. Но кому не знакомо чувство огорчения, когда снимаем вроде бы красивейший пейзаж, а в результате получаются совершенно невыразительные фотографии. Почему нам не удалось донести до зрителя наших фотографий наше чувство восхищения природой? Давайте посмотрим, почему так получается, и как этого избежать.

    1. НЕМНОГО ТЕОРИИ​


    Изображение на фотографии, с технической точки зрения, можно разложить на три независимые составляющие: свет, цвет и форма (сюда входят изображённые предметы и отношение между ними), без гармонии которых ваша работа не может претендовать на успех. Но, вместо того, чтобы приступить к подробному рассказу о практике работы с этими составляющими, давайте лучше поговорим об основах, без понимания которых применение всех этих приёмов является совершенно бесполезным, далёким от серьёзного творчества занятием.

    Вы, наверное, замечали, что слепое следование всем правилам, написанным в книжках по теории фотографии не приводит к получению удачного снимка. Более того, даже при наличии гармоничного сочетания света, цвета и формы вовсе не всегда получается по-настоящему хороший, запоминающийся пейзаж. Мало ли вы видели примеров ”правильных” пейзажей, не проникающих дальше вашего глаза? Дело в том, что мало знать наизусть и тупо применять все приёмы, самое трудное - это осознанное их применение, направленное на реализацию идеи снимка, которая является ”душой” любой фотографии, и образует её привлекающее качество.

    Что же это такое – фотографическая идея? Подробно об этом можно прочитать в статье "О фотографической идее", а тут я коротко повторю наиболее важные для понимания моменты. Когда я комментирую фотографии, я часто пишу о том, что, похоже, тут нет никакой идеи, по крайней мере, она тут незаметна. В ответ иногда следуют объяснения, что "восходящая диагональ обозначает тут оптимистическое развитие", "лужа символизирует март", а идея заключается в том, что "пустыня показывает вечность, а травинка - жизнь отдельного индивидуума". Между тем, в самой фотографии нет никакого другого смысла, кроме заложенной в неё автором фотографической идеи, а все рождающиеся в голове зрителя альтернативные ассоциации принадлежат опыту восприятия самого зрителя. Например, в фотографии лужи кому-то видится март, другому - дождь, третий зритель наслаждается отражением неба, а четвёртый, наоборот, сегодня хочет видеть только грязное дно этой самой лужи. Что же хотел сказать этим снимком сам автор, известно только самому автору и Господу Богу. Но раз снимок создан, значит что-то заставило фотографа достать фотоаппарат, навести его куда надо и нажать на кнопку спуска затвора. Так вот, это "что-то" и назовём фотографической идеей.

    Вот вам примеры идей некоторых пейзажей: игра света, одиночество, ритм, живописность, тишина, краски, присутствие, предчувствие, неопределённая перспектива и так далее. Как видите, идея фотографии больше похожа на чувство, чем на мысль, да это и понятно – произведение изобразительного искусства призвано вызывать у зрителя именно чувства, в то время как мысли можно просто записать на бумаге и показать читателю.

    Возникает вопрос, а может ли какой-то предмет, к примеру, дерево или цветок, являться идеей пейзажа? Конечно же, идея фотографии – это целиком дело автора и полностью отражает его вкус. Но я бы сказал, что изображение предметов – это не творческая задача, отвечающая теме пейзажа. Посудите сами: в предмете зритель видит не более, чем предмет, а вот в настроении, состоянии и характере Природы и её отдельных уголков зритель черпает свои эмоции. Я обычно рассматриваю предметы (деревья, дороги, кусты, дома, заборы и так далее) только как "тарелки", по которым "размазаны" настроения туманов, божественная энергетика света, ностальгия пасмурной погоды. В такую погоду зачастую неважно, какую предметную сцену выбрать, именно потому, что истинной идеей данного пейзажа является состояние природы, а не её внешний вид.

    Рассказ про фотографическую идею – это большая тема, и в этой статье мне меньше всего хотелось бы утомлять вас теорией, так что давайте лучше поговорим о взаимосвязи фотографической идеи со световым, цветовым и композиционным решениями пейзажа, то есть перейдём к практике. Именно грамотно выполненный акцент, подчёркивающий идею снимка, и создаёт разницу между профессиональным фототворчеством и любительским снимком.

    Первым практическим приёмом, который я рекомендую, будет следующий – прежде, чем снимать, попробуйте объяснить себе, что именно вам понравилось в приглянувшемся вам пейзаже. Тренировка этого навыка сослужит вам хорошую службу – разобравшись, почему именно этот пейзаж показался вам красивым и гармоничным, вы получите ”волшебный ключик” к творческому решению света, цвета и построению композиции вашей фотографии. Причиной многих неудачных пейзажей является то обстоятельство, что вам понравилось одно, а вашему фотоаппарату – другое. К примеру, вас привлек восхитительный ковёр луговых цветов, а фотоаппарату почему-то больше ”приглянулось” небо, и, в результате, на снимке трава и цветы ”ушли” в темноту.

    [​IMG]

    В СОСНЯКЕ

    Давайте попрактикуемся прямо сейчас. Посмотрите на этот пейзаж. Что вы хотели бы донести до зрителя, снимая его? Как вы это сделали? О том, что тут понравилось мне, и что я предпринял, чтобы донести это до зрителя, смотрите в конце статьи.
    Фотоаппарат NIKON N65, объектив SIGMA 28-80мм, светофильтр Redhancer от Sunpack, плёнка Fuji Superia Reala

    Как видите, если зрителю вовсе необязательно задумываться, почему ему нравится ваш фотопейзаж, то вам, как автору, придётся разбираться с этим. Разобравшись с главной идеей пейзажа, определив, так сказать, кто является примой нашей сцены, уже не так сложно подчинить все остальные изобразительные средства, находящиеся в нашем распоряжении, гармоничному решению основной задачи.

    [​IMG]

    НА ЛУГУ

    Уверяю вас, оба пейзажа сняты не сходя с одного места. Пейзаж сверху снят "просто так". Глядя на него возникает справедливый вопрос - а что хотел выразить автор? При съёмке нижнего пейзажа я использовал три приёма, позволившие выделить желтые цветы, которые привлекли моё внимание. Как результат - пейзаж стал более выразительным. Попробуйте отгадать, какие три приёма я применил, а правильный ответ смотрите в конце статьи.
    Фотоаппарат LEICA DIGILUX 1, ISO100.

    http://photo-element.ru/index.html
     
    #15
  16. Lead

    Lead

    Репутация:
    2.162
    Lead, 18 июн 2008
    ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕИ В ПЕЙЗАЖЕ

    2. СВЕТОВОЙ АКЦЕНТ

    Свет в фотографии играет ключевую роль. И дело вовсе не в освещении сцены, как часто думают, а в том общем настроении, которое придаёт свет вашему снимку. В фотопейзаже первой задачей света является создание настроения. Свет может создать шедевр на самом обычном месте, а может и загубить красивейший пейзаж. Хороший солнечный свет придаёт пейзажу радостное настроение, пасмурная погода вызывает минорные чувства и задумчивость, а рассеянный свет в тумане вызывает приятное ощущение некоторой недоговорённости, отсутствие которой, кстати, вредит многим пейзажам. Короче говоря, свет выражает настроение Природы, которое легко передаётся зрителю вашей фотографии. Задумайтесь, снимая в следующий раз какой-нибудь солнечный пейзаж – а стали бы вы фотографировать его в пасмурную погоду? И наоборот, какая-нибудь дорога, столь живописная в туман или в дождь, совершенно непривлекательна при другом освещении. Не удивлюсь, если вы однажды обнаружите, что основной идеей вашего пейзажа является именно свет, а не какие-нибудь деревья с жёлтыми листьями, к примеру. Таким образом, дождитесь именно той погоды, которая наилучшим образом поможет вам подчеркнуть настроение вашего пейзажа, причём вовсе не обязательно это должна быть хорошая, солнечная погода.

    [​IMG]

    МАРТОВСКИЕ БЕРЁЗЫ

    Основной идеей, которую мне хотелось передать зрителю этим снимком, является настроение одного из солнечных дней конца зимы. Обратите внимание, что свет удалось передать только благодаря изображённым теням.
    Фотоаппарат NIKON N65, объектив SIGMA 18-35мм, светофильтр C-PL Tiffen, плёнка Fuji Velvia 50

    Но есть у света и вторая, не менее важная роль. Давайте вспомним о том, что фотография – это прежде всего искусство неповторимого. Пытаясь применить это положение к пейзажной съёмке, начинающие фотографы становятся в тупик – вот он, пейзаж передо мной, ничего в нём измениться не может, деревья и дома ведь никуда не убегут! Да, деревья, конечно, никуда не убегут, но вместе с малейшим дуновением времени изменится свет, поменяется характер погоды и “убежит” настроение. Так что именно свет в пейзаже создаёт неповторимые моменты. Снимая пейзажи, я всегда делаю по многу дублей, и часто хороший снимок отличается от неудачного только тем, что солнце зашло за лёгкое облачко и тени пропали, либо поменялся рисунок облаков. Это важно учитывать, если вы хотите, чтобы свет в вашем снимке заиграл как по Станиславскому. В этой связи хочу добавить, что хороший пейзаж нельзя снять дважды.

    Вы наверное уже заметили, что свет сам по себе нельзя передать, не используя теней. Так что если вы хотите подчеркнуть именно игру света в вашем пейзаже, то призываю вас думать прежде всего об акценте на тенях. К примеру, в вечернее время длинные стелящиеся по поверхности тени, создающие захватывающую ритмику света и тени и подчёркивающие округлые формы ландшафта, могут создать волшебную неземную картину, от которой будет трудно оторвать взгляд. Если же на вашем снимке нет теней – в нём нет света, а есть простое освещение.

    Говоря о световом акценте, нельзя не вспомнить про вспышку. Дело в том, что классический пейзаж имеет три плана: ближний, средний и дальний. Если средний и дальний планы, как правило, нормально освещены, то ближний план часто “проваливается” из-за плохого освещения. Между тем, пейзаж не имеющий ближнего плана, не вовлекает зрителя, создавая эффект отстранённости. Зачастую вспышка поможет вам дать световой акцент на ближний план, буквально “вытащив” его на свет, особенно в часы заката. Для этого полезно сместить камеру ниже или немного присесть, и использовать вспышку. При этом надо следить за предметами, находящимися в непосредственной близости перед камерой, которые могут быть пересветлены вспышкой. Если это трава, то иногда полезно попросту удалить самые высокие из ближних травинок, которые могут быть пересвечены. Минимальное расстояние до самых ближних предметов должно быть не менее полутора метров. Хорошей практикой также является использование рассеивателя на вспышке.

    [​IMG]

    ПАУЧЬЕ ЦАРСТВО

    Вот наглядный пример светового акцента с помощью вспышки. Думаю, этот пример не нуждается в пояснениях.
    Фотоаппарат NIKON N65, объектив SIGMA 28-80мм, светофильтр Redhancer от Sunpack, плёнка Fuji Velvia 50. Фото слева снято без вспышки, справа - со встроенной вспышкой.

    Возвращаясь к приведённой ранее грустной истории о том, как фотоаппарату понравилось совсем не то, что нам самим, и он решил сфотографировать небо вместо луга, скажу, что камеру можно и нужно “заставлять любить” именно то, что хочется нам. Акцент на луговых цветах можно поставить, используя нейтрально-градуированный фильтр, который ослабит перепад освещённостей между верхней и нижней частями снимка.

    http://photo-element.ru/index.html
     
    #16
  17. Lead

    Lead

    Репутация:
    2.162
    Lead, 18 июн 2008
    ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕИ В ПЕЙЗАЖЕ

    3. ЦВЕТОВОЙ АКЦЕНТ​


    Как мы с вами уяснили из предыдущей главы, акцент в пейзаже вовсе не “обязан” выделять какие-то отдельные области изображения. Так например, желая подчеркнуть настроение пейзажа, мы используем свет по всему полю фотоизображения, а для выделения отдельных элементов используем свет локально. То же самое относится и к цвету.

    Прежде чем перейти к примерам работы с цветом, задумаемся, а зачем вообще природа наделила нас возможностью различать цвета? Оказывается, эта способность дана нам изначально для двух целей: донести какую-то информацию и привлечь внимание. К примеру, в лесу каждый из нас может отыскать ягоды земляники в траве, и отобрать из них самые спелые, выбирая их по цвету.

    [​IMG]

    BAD LANDS, НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК США

    Справедливости ради стоит отметить, что если цвет не подчёркивает идею снимка, то, иногда его лучше вообще убрать. В данном случае цвет был удалён с тем, чтобы перенести акцент на форму. Тонирование в сепию было применено с тем, чтобы подчеркнуть богатство полутонов.
    Фотоаппарат NIKON N65, объектив SIGMA 28-80мм, нейтрально-серый градиентный светофильтр, плёнка Fuji Velvia 50.

    Как вы знаете, цвета бывают тёплые и холодные. К тёплым цветам относят красный, оранжевый, жёлтый; к холодным – голубой, синий и фиолетовый. Зелёный цвет может иметь как тёплый, так и холодный оттенок, и друзья мои, для пейзажиста это обстоятельство является очень важным. Предметы, окрашенные в тёплые цвета на фотографии кажутся расположенными ближе, чем на самом деле и привлекают внимание, холодные – дальше и отталкивают. Часто в пейзаже холодные тона хорошо служат фоном для тёплых. Очень удачным приёмом является изображение с небольшим количеством тёплого цвета на фоне холодного, а обратное сочетание обычно не столь гармонично и режет глаз.

    Зная и используя эти особенности тёплых и холодных тонов, вы можете влиять на восприятие идеи вашей фотографии зрителем. Применяя коррекционные светофильтры серий 81 (для “утепления”) и 82 (для “охлаждения”), или корректируя баланс белого в цифровой камере, можно получить фотографии в тёплых или холодных тонах, подчёркивая, к примеру, холод зимнего пейзажа или тепло летнего луга. Я часто использую эту возможность, причём предпочитаю более тёплые пейзажи, поскольку люди так уж устроены – им больше нравится тёплое. В качестве иллюстрации привожу фотографии одной и той же сцены, снятые с нормальной установкой баланса белого и с более тёплой.

    [​IMG]

    ЯБЛОНЕВЫЙ САД

    Посмотрите сами, какой эффект даёт применение тёплого баланса белого. Фото слева имеет холодный, отталкивающий тон, в то время как фото справа, снятое с балансом белого "облачно" выглядит не только привлекательнее, но и живописнее. Для получения того же эффекта владельцам плёночных камер рекомендую использовать фильтр 81B или 812.
    Фотоаппарат LEICA DIGILUX 1, ISO100, баланс белого: слева - "солнечно", справа - "облачно".

    Таким образом, я призываю иногда сознательно нарушать нормальный баланс белого, чаще в сторону его "утепления". Это связано с ещё одной причиной. Дело в том, что цветовая тональность обычного природного пейзажа, особенно в середине дня, обусловлена рефлексами неба на траве и листьях деревьев. Проведите любопытный опыт: возьмите поляризационный фильтр, подойдите к ветке лиственного дерева, и покрутите фильтр вокруг оптической оси. Вы увидите сами, насколько велико влияние голубой тональности неба в общей цветовой картине. Посмотрите иллюстрацию к сказанному на приведённой тут фотографии. Поляризационный фильтр поможет вам избавиться от голубых рефлексов неба и сделать пейзаж более “тёплым”.

    [​IMG]

    ПАПОРОТНИК

    Для того, чтобы показать вам, насколько велико влияние рефлексов неба на листве, я снял две фотографии и наложил их половины: фрагмент слева снят обычным образом, а справа - с применением поляризационного фильтра. Глядя на листья папоротника и деревья на дальнем плане, убедитесь сами, что правая половина ощутимо "теплее".
    Фотоаппарат LEICA DIGILUX 1, ISO100, баланс белого "солнечно". Фото слева снято без фильтра, справа - с фильтром Tiffen CIR-PL.

    Поляризационный фильтр представляет вам также возможность акцентировать внимание зрителя на отдельных, наиболее важных частях вашего пейзажа. Во-первых, если вам сюжетно важен рисунок облаков, то этот фильтр поможет выделить их на фоне неба. При этом следует помнить, что наибольший эффект достигается при использовании этого фильтра под углом, перпендикулярным к направлению на солнце.

    Во-вторых, существует интересная разновидность поляризаторов, усиливающих насыщенность отдельно взятых цветов, не затрагивая остальные. Так, фильтр Redhancer усиливает оттенки красного цвета, Greenhancer (или Greenfield) – зелёного, а фильтр Bluehancer - синего. Поэтому, если вы снимаете на плёнку нормальной цветовой насыщенности, и вам, к примеру, необходимо выделить красные маки на альпийском лугу или цвет закатного неба, можно воспользоваться фильтром Redhancer (посмотрите на иллюстрацию). Двумя другими из перечисленных фильтров рекомендую пользоваться осторожнее, поскольку они придают фотографии также и общую тональность соответствующего цвета. Владельцам цифровых камер порекомендую использовать именно светофильтр для этих целей, а не средства графического редактора, но прежде, чем это делать, не забудьте выставить баланс белого вручную с надетым фильтром.

    Кроме этого, существуют поляризаторы, которые придают отражениям различные цвета. В зависимости от фирмы – изготовителя, называются они по-разному, так, например, одна фирма выпускает фильтры Vario PL-Color, другая фирма производит фильтры Changeable Color, а третья – VARICOLORы различных цветовых комбинаций. Но, независимо от их названия, все они дают похожий эффект. Используя их, вы сможете, к примеру, усилить акцент: к примеру, частично или полностью изменить цвет неба или поверхности озера в ярко-синий, красный, зелёный, розовый, оранжевый, жёлтый и любые другие цвета, а все остальные предметы при этом сохранят свою окраску. Естественно, что это относится не только к небу или водной глади, но и к любым отражениям, которые можно найти вокруг вас, включая, к примеру, рефлексы на асфальте или на мокрых лепестках ромашек. Вот уж где можно проявить все ваши фантазии! Разглядывая мир вокруг вас через эти светофильтры, вы не только сможете подчеркнуть цветом то, что вам хочется, но в вашей голове может родиться и множество других нетривиальных идей.

    [​IMG]

    НА ПРУДУ

    Для того, чтобы показать вам, как цветом можно дать акцент на небо, я применил фильтр, меняющий цвет отражений. Как видите, небо не только стало более насыщенным, но и поменяло цвет, чего не достичь простым поляризатором. В результате визуальный акцент с ничем не примечательного горизонта переместился на интересное небо, что придало привлекательный вид этому, в общем-то, довольно банальному пейзажу.
    Фотоаппарат LEICA DIGILUX 1, ISO100, баланс белого по листу белой бумаги. Фото слева снято без фильтра, справа - с фильтром Cokin A173 (Varicolor Blue/Yellow) в положении "Blue".

    http://photo-element.ru/index.html
     
    #17
  18. Lead

    Lead

    Репутация:
    2.162
    Lead, 18 июн 2008
    ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕИ В ПЕЙЗАЖЕ

    4. КОМПОЗИЦИОННЫЙ АКЦЕНТ​


    Третьим средством, позволяющим фотографу подчеркнуть идею снимка, является композиция.

    К сожалению, в теории фотографии значение композиции в успехе конечных произведений сильно преувеличено и уступает разве что гипертрофированной роли качественной фотоаппаратуры. Вряд ли вы найдёте много книг о роли света в фотографии, то есть в искусстве светописи. Исследования о цвете в фотографии часто не идёт далее характеристик насыщенности фотоплёнок. А вот трудов о композиции создано немало. Дело в том, что композиция является хорошо формализуемой областью исследований, и связана с психологией визуального восприятия. Но давайте поймём и то обстоятельство, что, как алгеброй нельзя поверить гармонию, так и успех фотографии как элемента духовного искусства, нельзя объяснить никакими геометрическими отношениями и психологией. Хотя и сегодня можно ещё наблюдать множественные попытки объяснить гармонию с линейкой в руках, предпринимаемые даже некоторыми мэтрами фотографии.

    Но, значение роли композиции в фотографии нельзя и приуменьшать. Удачное композиционное построение вашего пейзажа способно акцентировать внимание зрителя на том, что вы хотите ему показать, в то время, как неудачная композиция способна испортить любую идею. Поэтому ниже я остановлюсь на некоторых принципах композиции, и расскажу, как их использование в пейзажной съёмке поможет вам лучше показать то, что вы хотите показать.

    Так, если вам кажется, что ваш пейзаж должен нести ощущение простора и широты, то рекомендую так называемое “открытое” композиционное построение, с наличием центробежно-направленных осей. При съёмке учтите, что такая композиция не должна ничем ограничивать взгляд зрителя по краям кадра, что, вызывая ощущение незавершённости картины, позволит зрителю самому представить то, что осталось за кадром.

    [​IMG]

    ПРЕРИЯ

    Стоит ли рассказывать, что именно является идеей этого пейзажа? Только открытая композиционная схема помогла передать безбрежный простор прерии и жизнь практически под открытым небом.
    Фотоаппарат NIKON N65, объектив SIGMA 18-35мм, нейтрально-градуированный светофильтр Cokin P 121M, плёнка Fuji Velvia 50

    Если же, наоборот, вы хотите передать уют какого-то уголка природы, то лучшего решения, чем использование “закрытой” композиции придумать невозможно. В такой схеме центростремительные силы притягивают внимание зрителя к центру, или к другой точке. Такая композиция самодостаточна, завершена, и акцентирует внимание на том, что изображено в кадре. Создать такую композицию кадра можно, ограничив простор для взгляда зрителя по краям, а также сверху какими-либо визуальными элементами, к примеру, ветками, высокими травинками, деревом, облаками, и так далее. Поскольку большое количество неба частенько нарушает уют такой схемы, иногда лучше снять пейзаж вообще без неба, особенно в городе. А вот при съёмках на воде, к примеру, заката на озере, вам следует также позаботиться о завершённости картины снизу, если вы решили применить именно такую, уютную “закрытую” схему. Обращаю ваше внимание на то, что как “открытая”, так и “закрытая” схемы имеют ядро композиции, что позволяет сделать на нём акцент.

    Если же вы задумали донести до зрителя постоянство, неизменность сцены, изображённой на вашем пейзаже, тогда порекомендую применить так называемую “статичную” композицию. Она очень хорошо передаёт ощущение вечности и незыблемости. Особенностью её построения являются пересекающиеся горизонтальные и вертикальные композиционные оси, при этом отсутствие в такой схеме острых углов вызывает у зрителя ощущение гармонии и бесконфликтности.

    Осями такой композиции могут служить линия горизонта, деревья, дороги, длинные тени, берега, полоски леса, мосты и некоторые виды облаков и тому подобное. При использовании этой схемы я настоятельно рекомендую не снимать сцен с наличием ничем не прерывающихся линий, одновременно входящих в кадр и выходящих из него. Особенно это относится к линии горизонта. В таких случаях хорошо ограничить её с края деревом или ещё чем-нибудь, иначе такие линии просто “разрежут” ваш кадр на несвязанные между собой части.

    Принято считать, что при наличии осей композиции очень важно, чтобы они не пересекались ровно в середине кадра. В качестве хорошей практики рекомендуется расположение осей на треть от краёв снимка, как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Например, горизонт можно расположить либо на треть от верха, если вам важно подчеркнуть то, что находится ниже его, либо на треть от низа, если вы хотите сделать акцент на небе, поскольку считается, что взгляд зрителя первым делом падает именно в точку, расположенную на треть от верха. На практике я чаще всего действую именно так, но бывают случаи, когда горизонт не является основной осью пейзажа, тогда на его расположение можно не обращать столько внимания.

    В этой связи хочу также привести поучительную историю: недавно, при посещении Третьяковской галереи, я обратил внимание, что во многих картинах русских художников, включая некоторые полотна Шишкина, горизонт расположен ровно посередине. Похоже, что великому художнику так и не довелось обучаться в наших Академиях… Однако, буквально на следующий же день, при прогулке по Арбату, и разглядывая тамошнюю живописную халтуру, я обнаружил великое множество академически правильных пейзажей, с горизонтом, расположенным там, где надо.

    Вернёмся к нашим композиционным схемам. Иногда основной идеей нашего пейзажа является не незыблемость, а наоборот, дальнейшее развитие сцены. Таковы пейзажи с горными реками, дорогами и особенно с наличием линейной перспективы. Тут я рекомендую использовать так называемую “динамическую” композицию, в которой главные оси будут пересекаться под острыми углами, образуя диагонали. Кроме акцента на развитии, динамичная композиция исключительно полезна для вовлечения зрителя в конкретную фотографию, притягивая его и придавая эмоциональный настрой работе.

    [​IMG]

    ДЕРЕВО

    Посмотрите, как меняет композицию наличие диагоналей. Открытая и изначально статичная композиционная схема, образуемая дубом и линией горизонта приятно конфликтует с динамикой диагоналей центробежно движущихся облаков. Как результат - видно, что дуб неподвижен, а облака летят. Для усиления диагоналей использован широкоугольный объектив.
    Фотоаппарат NIKON N65, объектив SIGMA 18-35мм, плёнка Fuji Superia 100

    Наличие диагоналей в пейзаже исключительно приветствуется. Поглядите вокруг - окружающий мир переполнен горизонтально-вертикальными осями, поэтому нам будет полезно нарушить этот скучный порядок. Следует помнить, что диагонали бывают “восходящими” и “нисходящими”. Восходящие диагонали направлены из левого нижнего угла в правый верхний, и несут оптимистический смысл, надежду и развитие. Нисходящие диагонали, направленные из левого верхнего в правый нижний угол, несут некий “упаднический” настрой, ощущение завершённости. К примеру, дорога, расположенная по восходящей диагонали, произведёт впечатление предстоящего похода и будет манить зрителя, в то время, как идущая по нисходящей, создаст ощущение завершённого пути. Отмечу, что сказанное относится только к неодушевлённому пейзажу, то есть тому, на котором не изображены люди, в то время, как в одушевлённом пейзаже работает принцип реального действия, а не предполагаемого. Диагонали, пересекающиеся с боковыми сторонами снимка, создают более объёмную композицию, по сравнению с теми, что проходят через нижний обрез фотографии. Так что используйте эти свойства диагоналей в зависимости от той идеи вашего пейзажа, которую хотите подчеркнуть.

    Кроме применения композиционных схем, на идею “играют” различные ракурсы, или точки съёмки. Например, стоя на правой обочине дороги, вы видите её изображение, направленное по восходящей диагонали, а перейдя на левую сторону – получаете дорогу, направленную по нисходящей со всеми, упомянутыми выше, психо-визуальными свойствами такого построения.

    [​IMG]

    НИСХОДЯЩАЯ И ВОСХОДЯЩАЯ ДИАГОНАЛИ

    Посмотрите сами, какую разницу даёт минимальное изменение ракурса съёмки: кажется, что это два совершенно разных пейзажа! Между тем, я просто перешёл на другую сторону дороги, и вместо нисходящей, получил диагональ дороги, направленную по восходящей.
    Фотоаппарат LEICA DIGILUX 1, ISO100, баланс белого "облачно", поляризационный светофильтр Tiffen CIR-PL.

    Применяя различные высоты точек съёмки, вы также сможете направить восприятие зрителя в нужное вам русло. К примеру, я часто практикую низкую точку съёмки, выделяя ближний план, если он интересен для разглядывания. Я бы сказал, что это позволяет, не относясь к Природе свысока, заглянуть ей в глаза.

    [​IMG]

    МЯГКО

    В этом пейзаже меня прежде всего привлекла симпатичная травка на переднем плане. Для её выделения я выбрал низкий ракурс съёмки. Для усиления ощущения уюта и тепла был использован тёплый баланс белого.
    Фотоаппарат LEICA DIGILUX 1, ISO100, баланс белого "облачно", нейтрально-градуированный светофильтр Cokin A 121S.

    Тема композиционного акцента очень обширна и подразумевает множество путей реализации. Например, кроме композиционных схем, для акцентирования формы можно использовать специфические возможности различных объективов, посмотрите вот на это фото:

    [​IMG]

    В ГОРАХ

    Пейзаж, снятый телеобъективом, как бы "стягивает" пространство в "гармошку". Именно поэтому я рекомендую использовать его, а не широкоугольник, для съёмки в горах, из предгорий и на возвышенностях.
    Фотоаппарат NIKON N65, SIGMA 100-300мм, KODAK GOLD 200.

    Конечно, в этой небольшой заметке невозможно рассказать о всех способах выделения основной идеи фотографии, как невозможно объять необъятное. Но буду рад, если мне удалось донести до вас хотя бы принцип осознанного фотографирования пейзажа, а анализ и размышление несомненно приведут вас к поиску своего пути реализации ваших идей. В конечном счёте это поможет вам в создании работ, понятных любому зрителю и вызывающих в нём именно те чувства, которые вы хотели передать. Желаю вам удачи!

    Ответы:

    1) Мне понравился настоявшийся воздух, дымка соснового леса. Редко когда можно видеть воздух, и нельзя упускать возможность его сфотографировать. Для усиления эффекта "основное пятно" воздуха было помещено в ядро композиции, а для выделения цветом был использован фильтр Redhancer, побочным эффектом которого как раз и является насыщение серо-голубых оттенков.

    2) Во-первых, был использован низкий ракурс, для того, чтобы выделить цветы композиционно.
    Во-вторых, для выделения жёлтых цветов на фоне неба цветом, был использован поляризатор Blue/Yellow.
    Наконец, я выбрал вертикальное кадрирование, созвучное вертикали цветов.


    http://photo-element.ru/index.html
     
    #18
  19. O Aлekz

    O Aлekz Самец :)

    Репутация:
    7.174
  20. _Sinner

    _Sinner

    Репутация:
    1.047
    _Sinner, 20 янв 2009
    В архиве содержатся две статьи, заимствованные отсюда и отсюда. В них изложены основные ошибки, которые допускают молодые авторы по неопытности. Прежде чем выкладывать свои работы, настоятельно рекомендую убедиться, что они не содержат подобных ошибок.
     
    #20
Загрузка...