1. Всем пользователям необходимо проверить работоспособность своего электронного почтового адреса. Для этого на, указанный в вашем профиле электронный адрес, в период с 14 по 18 июня, отправлено письмо. Вам необходимо проверить свою почту, возможно папку "спам". Если там есть письмо от нас, то можете не беспокоиться, в противном случае необходимо либо изменить адрес электронной почты в настройках профиля , либо если у вас электронная почта от компании "Интерсвязь" (@is74.ru) вы им долго не пользовались и хотите им пользоваться, позвоните в СТП по телефону 247-9-555 для активации вашего адреса электронной почты.
    Скрыть объявление

Новости Занимательная история

Тема в разделе "История", создана пользователем Chudo-Judo, 30 апр 2010.

  1. Chudo-Judo

    Chudo-Judo

    Репутация:
    2.951
    Chudo-Judo, 30 апр 2010
    Собственно, воспылав энтузазизмом после вручения мне ордена подвязки и стрекала, и не обнаружив темы, каковая предлагалась к развитию решил ее создать.
    Для начала предлагаю собрать коллективно и дружно, без претензий на документальной исторические "байки", которые, при случае, можно рассказать и далеким от истории людям. Шоб, так сказать, отвлечь их внимание от самих себя красивых и того, какие "зая*мечательные" программы политического действа они предлагают.

    Предложение только одно: собирать сюда И занимательные ФАКТЫ, И занимательные ИСТОРИИ, но только прямо или косвенно связанные с историей.
    Ибо мне очень нравится реакция Марка Твена на вопрос о сложности процесса бросания курения: "Бросить курить? Нет ничего легче - я тысячу раз бросал!" Но, УВЫ, хоть Марк Твен и историческая личность эта замечательнейшая байка не имеет к истории никакого отношения. Конечно, кроме ситуации, когда книга Аллена Карра однажды будет насильственно прочитана и вбита в голову всем курильщикам, включая меня. А уж Карр явно слизал идею ЛЕГКОГО способа бросить курить у оппереточной хлесткой фразы Эм.Твена

    Итак набор исторических боянов № 1. "Исторические деятели шутят. Исторические деятели смеются. Обыватели тоже плачут"

    Барышня, йаду!
    Говорят, в британском парламенте некая барышня заявила премьеру Уинстону Черчиллю буквально следующее:
    "Сэр Черчилль! Вы настолько отвратительный тип, что будь я вашей женой, я бы немедленно принесла бы вам чашку чая с ядом"
    На что действительно не "облико морале" Черчилль с милой улыбкой ответил:
    "Сударыня! Будь вы моей женой, я бы этот чай... немедленно и с превеликим удовольствием выпил!"

    Черчилль: два выстрела в демократию
    Говорят, сэр Уинстон однажды произнес фразу:
    "Демократия, конечно, полное дерьмо, но покажите мне лучшую форму правления?!"
    Бог бы с ним, но некий журналист энное число лет спустя поинтересовался у демократически избиравшегося премьера и ярого борца с тоталитарными режимами: "Почему ВЫ хаете демократию?"
    На что Черчилль ответил:
    "Милый друг, для того, чтобы понять, почему демократия - действительно дерьмовая форма политической организации, достаточно побеседовать с одним-единственным среднестатистическим избирателем..."


    На сем пока закругляюсь как Шехерезада. Буду периодически выдавать сюда как новые "байки", так и новые занимательные факты.

    P.S. Приношу прощения ("пардоньте!" (с)), если, возгордившись врученным званием, влез не с тем и не туда:)
     
    #1
  2. Sinoptik

    Sinoptik Ословед

    Репутация:
    1.963.929
    Sinoptik, 1 июл 2012
    Заяц короче защищает диссер на тему "Выделка шкур лесных хищных зверей". На соискание ученой степени кбн-а.
    Ну секретарь диссовета объявляет тему, тут встает член совета Лиса и говорит, что типа косой совсем окосел и пошли ка выйдем. Выходят, шум, крики, возвращается заяц с лисьей шкуркой.
    Встает член совета Волк, говорит, что типа не понял и пошли ка выйдем. Выходят, шум, крики, возвращается заяц с волчьей шкуркой.
    Встает зампред совета Медведь, говорит, что типа совсем косой края поляны не видит и пошли ка выйдем. Выходят, шум, крики, возвращается заяц с медвежьей шкуркой.
    И изза двери голос Льва: "Ну когда же вы, идиоты, начнете читать автореферат, тамже написано КТО научный руководитель..."
     
    #81
  3. dimax

    dimax Модератор

    Репутация:
    57.963.947.812
    dimax, 31 авг 2012
    Анекдот из 18-го века:

    М. В. Гудович, почти постоянно проживавший у Разумовского и старавшийся всячески вкрасться в его доверенность, гулял с ним как-то по его имению. Проходя мимо только что отстроенного дома графского управляющего, Гудович заметил, что пора бы сменить его, потому что он вор и отстроил дом на графские деньги.

    — Нет, брат,— возразил Разумовский,— этому осталось только крышу крыть, а другого возьмешь, тот станет весь дом сызнова строить.
     
    #82
  4. dimax

    dimax Модератор

    Репутация:
    57.963.947.812
    dimax, 14 сен 2012
    Манифест султана Османской империи об окончании войны с Россией и Румынией в 1878 г. - обращение к своим гражданам (после того, как мы их наголову разгромили, оттяпав Болгарию и пройдя через Шипку).

    «Правоверным известно, что проклятые иконопоклонники возмутились, отказались платить дань, взялись за оружие и выступили против повелителя правоверных, вооружившись дьявольскими ухищрениями новейшего времени. Хвала Аллаху - правда восторжествовала. Наш милостивый и победоносный государь на этот раз совершенно один вышел из борьбы победителем неверных собак. В своей неимоверной благости и милосердии он согласился даровать нечистым собакам мир, о котором они униженно просили его... При этом имеет быть уплачена обычная числящаяся за ними дань, после чего повелитель правоверных в своей неистощимой милости и долготерпении вновь утвердит повелителя русских, в его должности вассального наместника его страны. Но дабы отвратить возможность нового возмущения и сопротивления, султан в качестве верховного повелителя земли, повелел, чтобы 50000 русских остались в виде заложников в его провинции Болгарии. Остальные неверные собаки могут возвратиться в свое отечество, но лишь после того, как они пройдут в глубочайшем благоговении через Стамбул или близ него».

    ...разумеется, "50000 заложников" - это русские войска, оккупировавшие Болгарское княжество, а через Стамбул наши войска возвращались, естественно, не спрашивая разрешения у проигравшей стороны
     
    #83
  5. dimax

    dimax Модератор

    Репутация:
    57.963.947.812
    dimax, 26 сен 2012
    Летом 1897 года группа джентльменов из Палаты коммерции, практически весь бизнес Сиэтла, отплыла на Аляску с благотворительными целями. Прибыв на место, они обнаружили, что помогать некому - индейский посёлок был пуст. Джентльмены перед высадкой хорошо позавтракали. Им приглянулся высокий тотемный столб, стоявший в центре посёлка. На корабрь он целиком не помещался, пришлось распилить натрое. Столб был установлен на Площади Пионеров Сиэтла и стал с годами символом города. К сожалению, в 1938-м столб начисто сгорел. Жители Сиэтла не представляли себе родного города без этого столба, мэрия заказала у тех же индейцев его копию. Деньги были переведены на счёт племени, месяцы шли, а столб всё не прибывал.

    Наконец мэр не выдержал и связался с вождём племени. Тот удивился: "а мне показалось, что вы решили наконец расплатиться за тот столб, который спёрли!"
    За новый столб пришлось заплатить ещё столько же
     
    #84
  6. dimax

    dimax Модератор

    Репутация:
    57.963.947.812
    dimax, 30 сен 2012
    ИСТОРИЯ ИЗ ИСТОРИИ

    Охарю повезло. Не успели его, измученного и истерзанного, доволочь до места казни, как кто-то скомандовал:
    - К царю этого сукиного сына!
    Стрельцы недоуменно переглянулись, но приказ есть приказ.
    Иван Грозный долго и напряженно разглядывал пальцы фальшивомонетчика, знал, что Охарь своих не выдал и помочь ему будет некому. Но вроде бы все обошлось: костяшки были целы.
    - А такие сможешь сделать? Десяти штук хватит. – Царь протянул Охарю какие-то иноземные монеты.
    - Состав надо знать. А так что же… - Он пожал плечами.- Десять дён хватит.
    - Пять! И тогда тебя повесят. А не сделаешь, замучают в пыточной, пока своих не сдашь, и горло расплавленным свинцом зальют.

    … -Прибыло посольство с дарами, Ваше Величество!
    - Ах, я уже слышала, лорд-канцлер казначейства – они от этого кошмарного Ивана Четвертого! Терпеть его не могу, как бы нам избавиться от них поскорей!?
    - Но нам надо хотя бы дары принять . – Казначей протягивает английской королеве Елизавете 10 монет.
    - Да это ж наши деньги!
    - Увы, это искуснейшая подделка.
    - И что вы хотите этим сказать?..
    - Что если на Руси наладят производство наших денег, наша денежная система рухнет вместе с нашей международной торговлей.
    Королева отошла к окну.
    - И чего эти русские от нас хотят?
    - Оружия. Но мы же даем его только своим союзникам
    - Я полагаю, - сказала королева, помолчав, - Иван Четвертый наш добрый друг и прекрасный государь. Отгрузите им оружие.
    …Охаря все же отпустили, даже гонорар ему дали – тех английских деньжат, что ему как модели вручили.
     
    #85
  7. dimax

    dimax Модератор

    Репутация:
    57.963.947.812
    dimax, 3 окт 2012
    КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА
    Рассказывают, когда президенту США Аврааму Линкольну сообщили, что его новый главнокомандующий генерал Улисс Грант любит прикладываться к бутылке, он сказал:
    - Если бы я знал, какой сорт виски он предпочитает, я бы послал целую бочку с этим напитком некоторым другим моим генералам.
     
    #86
  8. dimax

    dimax Модератор

    Репутация:
    57.963.947.812
    dimax, 17 окт 2012
    Почему Древний Рим так похож на современную Москву?

    В чем особенности общественных отношений в Древнем Риме в эпоху расцвета?

    Во-первых, нужно помнить, что древнеримская цивилизация – рабовладельческая. И общественные отношения зависели от отношения рабов и рабовладельцев. Конечно, внутри свободного коллектива были непростые взаимоотношения. Знать и бедняки, вступая в контакт, тоже влияли на развитие цивилизации. Но это не определялось в большой мере антагонистическим противостоянием.

    Кроме того, надо помнить, что само понятие «римлянин» объединяло совершенно разные этнические группы. Рим не просто подчинил все народы, населявшие Средиземноморье, но успел их вовлечь в свою культуру, историю. И постепенно многие галлы, германцы и греки стали воспринимать себя, как римляне. Человек в Палестине и человек в Галлии – это гражданин Римской империи, если, конечно, он получал права гражданства.

    Была легкость в усвоении латыни. Кроме того, римляне во всех областях своей империи проводили примерно схожую политику, связанную и с развитием римского права, и с хозяйственными особенностями, и с ценностными, ментальными моментами. Мы видим миграцию населения. Римские граждане начинают жить в Африке, а африканцы – наоборот, в районе Дуная.

    Те, кто сопротивлялся ассимиляции, испытывали сложности в интеграции. Например, иудеи, которые пытались внутри этого общего «котла» сохранить свою идентичность.

    Быт в различных областях Древнего Рима был унифицирован?

    Каждая область, каждый маленький городок стремился повторить Рим, насколько это было возможно. В каждом городе был свой амфитеатр, цирк – любовь к гладиаторским боям была крайне велика. Кроме того, было общее увлечение банями или термами. В каждом маленьком городе были десятки бань. С другой стороны, ритм жизни в Риме и в небольшом городе отличался. Рим, как город, часто привлекал бездельников в большом количестве, которые пытались заработать на жизнь подачками богачей и государства. В маленьких городках была совсем иная, трудолюбивая жизнь. Конечно, были отличия между западной частью Римской империи (Галлия, Иберия) и восточной.

    На востоке многое сохранилось от греко-македонской цивилизации. Во-первых, распространение греческого языка. Если даже малограмотный галл знал латынь, то на востоке такого могло не быть. Императорские указы дублировались на греческом языке. Он же оставался основным языком для философии, ораторского искусства.

    Вы говорите, что население на востоке империи не воспринимало язык. Значит ли это, что центральная власть навязывала ему латынь?

    Безусловно. Но большая часть населения империи язык все-таки воспринимала. Те же галлы десять лет сопротивлялись Риму, но после завоевания легко прошли романизацию, потому что значительная часть населения была сразу вовлечена в экономические процессы. Но на востоке долгое время существовала особая общность, которой были близки традиции восточных культур. Это же был не варварский мир Европы, а мир высокой культуры.

    В чем сходство Рима, как города, и современных мегаполисов?

    Это был большой вечно шумящий столичный город. Очень много занятых и спешащих куда-то людей, много государственных учреждений, вся имперская администрация. Еще большая, чем сейчас, концентрация населения на квадратный километр.

    В Риме было классовое разделение по районам?

    Конечно. Самые богатые жили в центре и на холмах, где воздух был чище. И были районы бедноты, застроенные многоэтажными домами.

    Они были опасны для случайно забредшего?

    Конечно. Вообще, весь Рим – особенно ночью – представлял собой определенную опасность. Сами императоры любили позабавиться ночными похождениями, грабежами. Тот же Нерон, надевая парик, врывался в кабаки и постоялые дворы, устраивал потасовки, грабил – а потом продавал награбленное, пока однажды его сильно не избили, из-за того, что он приставал к жене одного сенатора. После того он стал ходить не один.

    А с сенатором что стало?

    До поры до времени прощали, а потом, припомнив все, казнили.

    Рим был таким грязным, как об этом писали в учебниках?

    С одной стороны, конечно, в районах с многоэтажными домами часто все нечистоты просто выбрасывали на улицу. С другой стороны, Рим потреблял большое количество воды. Сами люди использовали воду при любой возможности. Ежедневный поход в терму считался нормой. Было большое количество общественных уборных. Мусор вывозили по ночам. Днем вообще был запрещен проезд повозок, кроме тех, что участвуют в жреческих процессиях или строительных работах. Была своя полиция, были свои пожарники. Была канализация – общегородская, не в каждом доме. Как могли, старались сохранять и личную, и городскую чистоту.

    В период расцвета в Риме было до тысячи общественных бань и банных комплексов – императорских терм, где могло размещаться 5-6 тысяч человек одновременно. Это была не просто потребность в мытье, а даже норма жизни и общения. Нечто подобное сохранилось и до наших дней, как элемент поддержания некоего микроклимата в коллективе.

    Есть Александрийская библиотека. Было ли в Риме что-то подобное?

    Мы абсолютно точно можем сказать, что все городское население было грамотно. В сельской местности грамотность была ниже, но в период расцвета Римская империя была городской цивилизацией. Конечно, точной статистики нет, но можно предполагать, что чуть ли не половина населения жила в городах. И эта половина была полностью грамотной. Раскопки в Помпеях показали, что даже рабы и гладиаторы были грамотными – могли, например, нацарапать свое имя, оставить на стене послание к другу. Те, кто проходил обучение в школах, часто много читали. Были общественные, частные библиотеки. Особенно хорошо распространялась поэзия.

    Они где-то продавались?

    Конечно. Правда, поэты и писатели часто сокрушались, что своим творчеством трудно не то что богатство нажить – на жизнь порой не хватает. А так книги, конечно, переписывались, издавались. Еще были очень популярны письма. Частная переписка – отдельный важный жанр. Римляне считали, что письмо не носит личный характер. Те же письма Цицерона или Плиния младшего дошли до нас только потому что были изданы – иногда даже при жизни. Письма всегда читались вслух. Римляне вообще много читали вслух или просто бормотали что-то про себя.

    День мегаполиса сейчас – с 7.00 до полуночи – а как в Риме был регламентирован рабочий день?

    От восхода до захода Солнца. Так шел рабочий день и простого человека, и сенатора. Вся официальная жизнь заканчивалась заходом Солнца. Если, к примеру, заседание Сената, суда, народного собрания к тому моменту не закончилось, то решение могло быть отменено.

    Хотя, как правило, все дела заканчивались намного раньше. Последние 5 – 6 часов отводились на принятие пищи – такой обед, переходящий в ужин – мирную беседу, посещение бани.

    В чем заключался упадок Рима?

    Понятие упадка и разложения нравов довольно относительное. Римляне уже в конце республики сокрушались по поводу упадка нравов. Через сто лет восхищались тем, какие были нравы в конце республики. Вместе с тем, конечно, правдива знаменитая фраза, уже потерявшая автора, о том, что «Рим погубили симпозиумы»: все эти бесконечные возлежания, пиры. Отказ от производительной жизни. По Риму было видно, что деловая жизнь замирала. Провинции стремились к чему-то более прогрессивному. Там были более чистые нравы, там была выше деловая активность. Уже к III веку было понятно, что Рим просто потребляет, что центр, как связующее звено, уже не нужен. Тогда отдельные части империи стали задумываться о большей независимости.

    Получается такой вариант лозунга «Хватит кормить Москву», только в римском варианте?

    Да. На протяжении своей истории Рим прошел несколько стадий имперского пути. То есть сначала это была колониальная империя – такая, как, например, Британия или Франция к началу XX века. Потом Рим превратился в территориальную империю: такой была Россия или Аствро-Венгрия в начале XX века – когда многие окраины стали развиваться эффективнее и лучше, чем сам центр. До поры до времени политический центр был нужен – пока был сильный император. Как только власть в центре ослабевала, империя распадалась на разные части.

    Как жизнь в Риме времен упадка империи отличалась от того, что было во II – III веках?

    Конец империи – это уже времена христианства. Постепенно запрещались гладиаторские бои, языческие праздники, жертвоприношения. В зависимости от того, как быстро происходило приобщение населения к христианству, уменьшался интерес к публичным домам, которые в Риме в I – II веках были очень развиты.

    Более того, происходит сокращение населения – прежде всего, городского. Это связано с варваризацией, переселением народов, которым была чужда римская цивилизация – прежде всего, готам, франкам, бургундам, саксам. В IV – V веках они несли быт и нравы своего общества. Городское население редело, сами города постоянно подвергались разграблению. И к IV веку нашей эры две трети – а, возможно, и пять шестых – населения империи жило в сельской местности под покровительством какого-нибудь богатого человека, который держит свою охрану, строит замок, забирает все произведенное себе и защищает свое население. Во многом, падение Рима – это падение городской культуры. На востоке она сохранялась дольше. А запад превратился в сельскую местность.

    В чем были особенности быта горожанина времен конца империи?

    Они связаны, в первую очередь, с христианской культурой. Происходил отказ от многих развлечений. Древний человек в храме много времени не проводил, а при христианстве значительную часть времени люди стали проводить в молитве. Религия заполняла то, что было присуще римлянам I – II веков. Город приходил в упадок. Города стали грязнее, в них перестала поступать вода, отменились запреты на домашний скот и огороды на городской территории.

    Как выглядела римская улица времен расцвета и упадка?

    Заполненная населением дорога. Постоянно суетящийся народ. На этой улице можно встретить кого угодно: рабов, патрициев, туристов. К концу империи эта улица стала безлюдной. Меняется одежда. Римляне I – II веков брили бороды и носили короткую стрижку. С III века в моду входит борода, длинные волосы, темные одежды. Туники и тоги уходят в прошлое. Появляются штаны, римлянам несвойственные. На улицах исчезают мимические представления, уличные игры – в кости, в бабки – с ними боролась церковь. Их и в языческом Риме запрещали – но тогда на это никто внимания не обращал. В христианском Риме эти запреты проповедовались.

    Каков был ранний Рим? Маленький и уютный городок?

    Он был небольшой, но неуютный. Император Август говорил, что взял «Рим кирпичный». На самом деле, он был еще деревянный. Маленькие, кривые улочки. Намного меньше воды, богатых особняков, много грязи. Мало порядка.

    Республиканский Рим к I веку уже был большим (200000 человек), но неуютным городом. Вот почему римляне часто, посещая другие города, восхищались ими и с ужасом возвращались в родной город, ничем не напоминающий «владыку мира». И только императоры – особенно самые первые – сделали его роскошным мраморным городом.
    
    Сейчас ведь тоже много говорят о перестройке городов, обустройстве общественных пространств. Как императоры переделывали Рим?

    Видите, тут еще одна важная связь между древностью и современностью. Императоры кардинально перестраивали город. Многочисленные пожары позволяли это сделать. Известно, что Нерон вообще собирался полностью перестроить Рим, но не успел это сделать. Пожар 64 года уничтожил три четверти территории года.

    Императоры покупали участки земли – а она тогда была дорогая – у частных владельцев и строили там форумы, храмы, термы, театры. Или, к примеру, пользовались происшествиями – вроде пожаров и наводнений – и строили новые сооружения из доступного тогда мрамора. Уже тогда архитектура стала больше походить на греческую, с многочисленными портиками, колоннами. Появилось больше свободного пространства в центре города – создавались императорские и общественные сады. Уничтожались и переносились за окраины кладбища в центре города. На одном из знаменитых кладбищ был сделан сад Мецената – сторонника Августа. Иногда императоры срывали холмы для строительства площадей. Высота колонны Траяна как раз соответствовала величине срытого им холма.

    Вообще, получается, что современный мегаполис на Рим очень сильно похож. Как вы считаете?

    Конечно. Есть даже целые фильмы, снятые на эту тему. В Риме разве что не было машин и общественного транспорта.

    К приезжим тогда тоже было негативное отношение?

    Однозначно трудно сказать. Под термином «римлянин» подразумевалось слишком много разных национальностей. Но, например, долгое время слово «грек» было ругательным, презрительным. Презирали выходцев с востока: сирийцев, иудеев. Долгое время иудеев от христиан не отличали. Сирийцев считали мистиками, астрологами, магами.

    Многое зависело от того, являешься ли ты римским гражданином или нет. Если являешься, то ты оказываешься включенным в какое-то особое общество. Если нет – значит, ты стоишь особняком.

    Как были развиты социальные лифты? Можно было из простого гражданина превратиться в чиновника?

    Чтобы стать чиновником, конечно, нужно было гражданство. А вот в плане бедности и богатства все было намного проще. Вообще римское общество отличалось быстрой подвижностью. Бывшему рабу было проще разбогатеть, выбиться в люди. Ведь, получив вольную, он автоматически получал гражданство, часто у него было уже большое состояние. В некоторой степени, положение вольноотпущенника было немного ущербным. С другой стороны, бывший раб мог спокойно поступить на государственную службу – разве что верхние уровни чиновничьей карьеры были для него закрыты. Но многие бывшие рабы становились намного богаче свободных людей.

    Какие средства массовой информации тогда были?

    С конца республики существовали так называемые «Официальные ведомости». Они были устными, но со времени первых императоров в центре Рима вывешивалась табличка с краткой официальной информацией. Иного потока информации практически не было. Существовали слухи, молва. Самые простые римляне вообще мало знали о том, что происходило на других концах империи.
     
    #87
  9. dimax

    dimax Модератор

    Репутация:
    57.963.947.812
    dimax, 18 окт 2012
    У России проблемы с Наполеоном (еще не 1812, но близко).
    В Париже идет пиеса, оскорбительная для России, идет с успехом.
    Александр вежливо пишет Наполеону: я, дескать, ознакомился с содержанием
    пиесы и заинтересовался. Собираюсь выслать вам на нее еще миллион
    восторженных зрителей. По получении Наполеон пиесу запретил. Почему - да
    потому, что число русской армии после мобилизации составило бы миллион,
    о чем Наполеон знал. Вежливость королей...
     
    #88
  10. dimax

    dimax Модератор

    Репутация:
    57.963.947.812
    dimax, 22 окт 2012
    ПРОПАВШАЯ ПОХЛЁБКА
    Об эпопее в 30-е годы прошлого века по Северному морскому пути на
    пароходе «Челюскин» Шмидта и компании написано много, но еще больше
    бытовало разного рода «апокрифов», по разным причинам не вошедших в
    основные документы. Вот одна из таких историй.
    После того, как пароход затонул во льдах, и перед тем, как экипаж с
    членами его семей (ехали на Север, будто в круиз на «Титанике») стали
    потихоньку вывозить авиацией, предстояло пересечь пятьсот верст по
    льдам, торосам и вечной мерзлоте на собачьих упряжках. Дело шло
    медленно, да и жратвы стало не хватать – причем и собакам тоже. К одному
    из ночных привалов доехали совершенно измученные, и тут, к всеобщему
    ужасу, выяснилось, что с одних саней свалилась куда-то во тьму и пургу
    большая часть провизии!
    Мало того – во время экспедиции на «Челюскине» родилась девочка, которую
    назвали Кариной (дело было в Карском море), и вот задремавшая и безмерно
    уставшая мать выпустила ее из рук. Но, несмотря на стенания матери,
    искать девочку не стали: тьма, пурга сбивает с ног, следы моментально
    заметало.
    Стали думать совсем о другом: из чего, а точнее кого, сварить похлебку.
    Обратились к каюру. Он понимал безвыходность положения и согласился
    пожертвовать одним из своих коренников – те были более крупные
    экземпляры, чем простые ездовые лайки. Коренника помоложе кликали Чок, а
    постарше Хамит. Каюр взвесил все «за» и остановился на последнем – тот
    свое уже пожил. Похлебку решили сварить с утра, чтобы набраться сил
    перед дорогой.
    …Ночью каюр проснулся от негромкого детского плача: рядом стоял Хамит и
    держал в зубах всхлипывающую, но вполне себе живую и незамерзшую Карину
    – собака так аккуратно ее несла, что девочка не распеленалась (Карина
    жива до сей поры). Но это еще не все – Хамит на собственном хребту
    утерянную провизию исхитрился приволочь.
    На привале начался настоящий праздник. Не участвовал в нем только
    коренник Хамит, ушедший куда-то в ночь: он-то догадался, что люди хотели
    его сожрать, и более не верил в благодарность двуногих.
     
    #89
  11. dimax

    dimax Модератор

    Репутация:
    57.963.947.812
    dimax, 21 ноя 2012
    OYXEΣA - такую подпись нашли археологи на раскопанном в Крыму храме. Слово читалось как «Ухэса» и, вроде, среди олимпийских богов - такой богини не было. Да и вообще, нигде она не встречалась.

    В итоге археологи решили, что нашли храм какой-то местной крымской богини. По этому поводу был сделан доклад в Эрмитаже, на который пришел один замечательный специалист по греческому языку.

    Когда доклад начался, ученый схватился за живот, потом упал под стол, а когда его оттуда достали, он объяснил, что OYXEΣA значит по-гречески - «не отливать», то есть «не мочиться». Древнегреческий предупреждающий знак для хулиганов.
     
    #90
  12. dimax

    dimax Модератор

    Репутация:
    57.963.947.812
    dimax, 7 дек 2012
    Было уже немало постов о полных георгиевских кавалерах, под которыми
    подразумевались кавалеры солдатского Георгиевского креста. А вот полными
    кавалерами ордена Св. Георгия смогли стать всего четверо. При том, что
    для этого надо было получить ордена всех четырех степеней, что после
    ордена более высокой степени низшую степень уже не давали (из–за этого
    полным кавалером не смог стать Суворов), а первой степенью наградили
    всего 25 человек, задача была нетривиальной. Любопытно, что из этого
    квартета принадлежностью к титульной нации мог похвастаться лишь
    Кутузов, а еще один был вообще иммигрантом.

    Дибич был типичным офицером прусской школы — честолюбивым,
    исполнительным, преданным начальству, строгим к подчиненным. Такие были
    востребованы и при Александре I, и при Николае I. Служил по
    хозяйственной части. Полковником стал после написания грамотной записки
    об организации снабжения, а главный штаб возглавил в результате интриг
    Аракчеева против Волконского – тогдашнего начальника. Вовремя сообщил
    Николаю о готовящемся восстании декабристов. Женился тоже обстоятельно –
    на племяннице генерал–фельдмаршала Барклая–де–Толли. За вспыльчивость,
    вкупе с малым ростом, плотным сложением и рыжими волосами его за глаза
    называли «самовар–паша».

    При всем этом он был храбр, образован и удачлив. Русский язык выучил за
    полгода, новой родине был предан. Немецкое происхождение тоже
    пригождалось. Во время Отечественной войны 1812 г. в Восточной Пруссии
    небольшой отряд, возглавляемый полковником Дибичем, оказался между двумя
    прусскими колоннами, превосходившими наших десятикратно. Дибич не
    растерялся. Он растянул отряд, чтобы создать видимость большой
    численности, а затем при встрече убедил прусского генерал–лейтенанта
    Йорка, в том, что тот отрезан русскими войсками, и что пруссакам не
    стоит воевать за Наполеона. Немец поверил немцу, Йорк заключил конвенцию
    о нейтралитете. Так разом без боя наполеоновская армия лишилась 18 тысяч
    бойцов, а вскоре пруссаки и вовсе примкнули к антифранцузской коалиции.
     
    #91
  13. dimax

    dimax Модератор

    Репутация:
    57.963.947.812
    dimax, 14 дек 2012
    «Собачий сёгун»
    За свой указ «О запрете лишения жизни живых существ», изданный в 1687 году, запрещавший под страхом смерти убивать бродячих собак, кошек и загнанных лошадей, он (Токугава Цунаёси, правитель Японии, руководивший страной с 1680 по 1709 год) получил прозвище «Собачий сёгун».
    Одна из версий этого самого раннего из известных законодательных указов в мире, защищающих права животных: буддийский монах объяснил Цунаёси отсутствие у него наследника и раннюю смерть единственного сына тем, что в одной из прошлых жизней он жестоко обращался с собаками, а также тем, что тот родился в год Собаки. Согласно другой версии, сёгун исходил из буддийских канонов добродетели. Третья версия, к которой склоняются ученые, объясняется психическим расстройством правителя... Суровые наказания, включавшие изгнание, долгое тюремное заключение и смертную казнь, были введены за убийства животных, в первую очередь — собак.
    Серией последовавших зоозащитных указов, которые выпускались им ежедневно, Цунаёси наделил собак бо́льшими правами, чем людей, например, cо стаей собак, уничтожающей посевы, надлежало обходиться особым образом: прежде всего крестьянам надлежало поклясться, что ни одна собака не пострадает. Затем ласками и уговорами попросить животных уйти. При этом категорически запрещалось кричать, что-либо кидать и высказывать неуважение к зверям. Население одной из деревень было казнено, когда закон был нарушен. За грубое слово в адрес уличной собаки, к которой надлежало обращаться лишь как «О Ину Сама» («госпожа Собака»), нарушителя ожидало телесное наказание — побивание палками, что было достаточно распространённым явлением.
    Для бездомных псов, стаями которых кишела столица государства Эдо, по распоряжению Цунаёси впервые в мировой истории была создана сеть приютов. Один из них — на 50 000 голов, разместился в окрестностях столицы, а затем псарня на площади в 55 гектар была построена в Накано. Собакам полагалось трёхразовое питание в размере, в полтора раза превышавшим рацион крестьянина, работавшего в поле. Когда животные отказались есть овощи, на обед стали подавать рыбу и мясо. 270 людям из персонала надлежало всячески ублажать собак и следить за тем, чтобы они не лезли в драку друг с другом. Еда для собак, содержавшихся в приюте, приобреталась на средства налогоплательщиков.
    По воспоминаниям немецкого путешественника, посетившего Нагасаки в 1692 году, которые приводит Beatrice M. Bodart-Bailey в книге «Собачий сёгун» (2006), улицы города были полны бездомными собаками, в том числе больными. В случае, если они кусали людей или загрызали до смерти, строжайше запрещалось делать с ними что-либо без разрешения властей.
    Между тем, в своем дворце в Эдо сёгун не держал ни одной собаки, современники не увидели ни одной картины и других предметов искусства, посвященных этим животным, кроме фарфоровой китайской собачки.
    Зоозащитные указы, вкупе с начавшимся одновременно финансовым кризисом, ростом цен и порчей золотой монеты вызывали недовольство населения. Бедствия сопровождали последние годы правления Цунаёси. В 1706 году столицу Эдо накрыл тайфун, в следующем году произошло извержение Фудзиямы.
    Перед смертью сёгун завещал, чтобы его распоряжения относительно собак выполнялись вечно, однако преемник-племянник отменил их через десять дней после кончины Цунаёси. Сын у Цунаёси так и не родился.
     
    #92
  14. dimax

    dimax Модератор

    Репутация:
    57.963.947.812
    dimax, 25 янв 2013
    При Екатерине картошку "насаждали" самым разумным способом - добровольно.

    Зная, что насильно заставить крестьян растить и, тем более, есть это "чёртово яблоко" невозможно, уже до неё пробовали - были "картофельные бунты", матушка Екатерина поступила мудро. Она не зря, ещё до официальной помолвки с Петром Фёдоровичем, поставила себе цель "стать" русской, поскольку иначе нельзя жить с русским народом, и народ наш со всеми его "особенностями" знала лучше многих.

    Итак, публично было отдано распоряжение - засадить казёные поля картошкой и приставить часовых, дабы никто не смел с тех полей ничего для себя тащить, также было запрещено растить картошку иначе как для дворцового ведомства под страхом разных кар (каких - не помню). Негласно были даны указания - никому не препятствовать собирать картошку на тех полях и растить её для себя. Народ наш мудро решил, что картошка - штука хорошая, раз её запрещено сажать простым мужикам, и начал красть клубни и выращивать её "нелегально". С тех пор её, родимую, и едим...
     
    #93
  15. dimax

    dimax Модератор

    Репутация:
    57.963.947.812
    dimax, 26 янв 2013
    ПО ТЕМЕ:
    "При Екатерине картошку "насаждали" самым разумным способом - добровольно."
    ===================================================================================
    Английская империя в период морского владычества имела слабое место:во время дальних походов матросы массово болели цингой, от недостатка витаминов.
    Решено было кормить моряков долькой лайма в день.
    Но простые люди лайм есть отказывались, плевались, грозили бунтом, выбрасывали за борт...
    И тогда Кук (тот самый,которого съели аборигены) приказал: один лайм в день выдавать только офицерам, а простым морякам есть лаймы и лимоны - запретил ... При этом тайно приказал за кражу цитрусовых не наказывать.. В итоге, запасы лимонов стали таять на глазах, а эпидемия цинги сошла на нет...
     
    #94
  16. Stirik

    Stirik Воин бога

    Репутация:
    1.267.729.412.866
    Stirik, 27 сен 2018
    В этот день в 1781 г. Екатерина II издала три указа на имя «генерал-фельдмаршала и Малороссийского генерал-губернатора графа Румянцева-Задунайского» которому надлежало привести, административно-территориальное устройство вверенных ему земель к общероссийскому образцу. Украинские историки в этой связи говорят о полной ликвидации казацкой автономии.
    Екатерина II взошла на российский престол в 1762 г. с обширной программой реформ на основе политической философии эпохи Просвещения. В них были реализованы принципы рационального бюрократического управления, универсальности законов и изживания феодальных пережитков. Одной из ключевых реформ стала областная, которая заложила основы административно-территориального устройство России, сохранявшиеся вплоть до 1925 г.

    Вводилась она манифестом от 7 ноября 1775 г. об организации «Учреждений для управления губерний Всероссийской империи». Согласно этому документу в России упразднялись прежние провинции, губернии уменьшались в размерах, в большинстве своем, получив наименование «наместничеств». Во главе наместничества стоял правитель или губернатор, несколько наместничеств объединял под своей властью государев наместник или генерал-губернатор.
    В основу членения лежала унификация по размерам населения. В губернии должно было проживать 300-400 тысяч человек, в уезде, на которые делились губернии, — 20-30 тысяч. В губерниях вводились новые сословные и судебные институты, воплощающие принцип разделения властей.
    Первое время эти нововведения не распространялись на территорию Гетманщины, где сохранялась традиционная для войска Запорожского городового сотенно-полковая структура. В 1764 г. Екатерина отправила в почетную отставку последнего гетмана Кирилла Разумовского. Управление гетманщиной передавалось Малороссийской коллегии и ее президенту графу П.А.Румянцеву.
    Главной задачей Румянцева было приведение доставшейся в управление территории, на которой господствовали архаичные феодальные институты, в соответствие с современными ему европейскими реалиями.
    Так, казацкие городовые полки, сформировавшиеся еще во времена войны Богдана Хмельницкого, c начала XVIII в стремительно утрачивали боеспособность. Он не могли на равных противостоять регулярным армиям с их линейной тактикой и одновременно утратили боевые качества, которые ценились в иррегулярных подразделениях. Именно боеспособность казачества было обоснованием особого статуса Малороссии в составе империи, утрата боеспособности означала неминуемую утрату этого статуса.
    Однако реформу можно было провести по-разному. Екатерина всегда предпочитала действовать твердо, но аккуратно, тщательно готовя свои нововведения во избежание нежелательных последствий.
    Лучшей иллюстрацией ее политических принципов был ответ знаменитому французскому философу Дени Дидро, на его многочисленные проекты реформ, которые следовало бы провести в России: «вы ведь работаете на бумаге, которая все терпит, которая гибка, гладка и не ставит никаких препятствий ни вашему воображению, ни вашему перу. Между тем я, бедная императрица, работаю на человеческой коже, а она очень щекотлива и раздражительна».
    В соответствии с этим действовал в Малороссии и Румянцев. Начал он с грандиозной ревизии — переписи населения и имущества на вверенных ему землях. Они были тщательно изучены и картографированы.
    И только после этого, 27 сентября (16 по ст. стилю) 1981 г. Екатерина приступила к следующему этапу. Собственно реализации реформы на землях Малороссии. Управлявшийся Румянцевым край был поделен на три протянувшихся с северо-запада на юго-восток наместничества. Через два дня были утверждены штаты новых административных единиц.
    Каждая из них делилась на 11 уездов, центры которых были прописаны в указах. Уездные центры получали статус городов, а поскольку некоторые из них были даже не местечками, а селами, то таковые получали подобающие городу названия. Например, село Засуха было переименовано в Новое Место.

    Определение внешних и внутренних границ новых образований отдавалось на усмотрение генерал-губернаторов. О результатах размежевания и количестве жителей каждой из единиц они должны были уведомить сенат.
    В состав Новгород-Северского наместничества вошли земли Стародубского, Нежинского и Черниговского полков. Во главе его был поставлен Илья Васильевич Журман, выходец из старинного рода стародубской казацкой старшины, с 1956 г. занимавший пост генерального судьи войска Запорожского. Он возглавил наместничество в чине действительного статского советника.
    В состав Черниговского вошли земли Черниговского, Гадячского, Киевского, Лубенского, Нежинского, Прилукского и Стародубского полков. Возглавил его генерал-поручик А.С.Милорадович. Его деда, сербского дворянина, Петр I в 1715 г. назначил полковником Гадячского полка, и с тех пор Милорадовичи осели в Малороссии. Сам Андрей Степанович сделал карьеру гвардейского офицера, отличился во время Семилетней и «румянцевской» русско-турецкой войны. Его сын — герой 1812 года.
    В состав Киевского наместничества были включены земли Киевского, Переяславского, Лубенского, Миргородского полков. Во главе его был поставлен орловский дворянин генерал-поручик С. Е.Ширков. Знаменитый русский мемуарист Ф.Ф.Вигель сохранил о нем любопытное упоминание в своих записках «Тогда управлял Киевским наместничеством осьмидесятилетний, полумертвый старец, Семен Ермолаевич Ширков, старший генерал-поручик по армии, в польской ленте Белого Орла. Он разрушался, но всё упрямился оставаться на губернаторстве; наконец его уволили с честью и пенсией».
    Обращает на себя внимание поэтапность проведения трансформаций, намеченная в указах. Киевское наместничество полагалось «в ноябре сего года учредить», черниговское — в декабре, а Новгород-Северского — в январе следующего 1982 г.
    Во-первых, аппарату Румянцева давалось необходимое время на подготовку, а во-вторых новые единицы на месте прежних должны были возникнуть не все сразу одновременно, а по одной в месяц. В случае если бы реализация реформы вызвала бы непредвиденные эксцессы, можно было бы вовремя остановить ее дальнейшее распространение. Многим современным реформаторам стоило бы поучиться такому подходу.
    При этом собственно военная система Гетманщины была реформирована в последнюю очередь, уже после проведения административно-территориальной реформы. В каждом из трех наместничеств существовал регулярный легкоконный полк, преобразованный еще в 1775 г. из прежних гетманских «охочекомонных» т.е. наемных полков. В 1784 — 1785 гг. эти полки упразднялись, а их состав смешивался с казаками девяти старых городовых полков и в результате были сформированы новые уже регулярные кавалерийские подразделения — десять карабинерных полков.

    Стоит так же отметить, что административная реформа в Малороссии несет на себе отпечаток не только политических но и идеологических воззрений императрицы. Так, прежние названия полков, ассоциировавшиеся с временами Польско-Литовской державы, выводились из официального обихода. Вместо них на политической карте появлялись административные единицы названия которых соответствовали древнерусским княжествам — Киевскому, Черниговскому, Новгород-Северскому. Апелляция к наследию Древней Руси была одним из лейтмотивов екатерининской идеологии.
    Современные украинские историки связывают административно-территориальную реформу 1781 г. с окончательным уничтожением Екатериной следов «казацкой гетманской державы» и расценивают как негативное явление. На самом деле речь шла о модернизации государственного управления в соответствии с самыми передовыми политическими взглядами эпохи. Например, во Франции аналогичные по задумке территориальные реформы были проведены только после революции.
    В свою очередь повышение качества администрирования оказывало положительный эффект на социально-экономическое и культурное развитие территорий. В случае с Малороссией позитивный эффект от правления Румянцева, проводившего политику Екатерины, очевиден. Край пережил подлинный расцвет.
     
    #95
  17. Stirik

    Stirik Воин бога

    Репутация:
    1.267.729.412.866
    Stirik, 17 окт 2018
    16 октября 1906 года в пригороде Берлина произошло самое оригинальное ограбление городской кассы. Совершил его Фридрих Вильгельм Фойгт, один из самых знаменитых мошенников мира.
    [​IMG]
    В этот день, выйдя в очередной раз из заключения, знаменитый аферист, одетый в приобретенную по частям у старьевщика военную форму капитана, во время смены караула остановил на улице солдат-гвардейцев и, предъявив подложный экстренный приказ, взял над ними командование. По железной дороге группа направилась в Кёпеник, пригород Берлина.
    Прибыв на место, Фойгт захватил «во имя Его Величества» здание ратуши, приказав местным жандармам заблокировать прилегающую территорию и обеспечить на месте тишину и порядок. Затем, арестовав бургомистра и главного кассира, реквизировал городскую кассу, отправился на вокзал и ближайшим поездом спокойно выехал в Берлин. По распоряжению «капитана», его команда удерживала ратушу еще полчаса.
    Десять дней спустя Фойгт был арестован за завтраком: бывший сокамерник, посвященный в планы афериста, сдал его полиции за крупное вознаграждение.
    Говорят, кайзер Вильгельм II сделал на досье «капитана» пометку «гениальный малый», а читая отчет о преступлении, со смехом сказал: «Вот что значит дисциплина. Ни один народ мира не сможет за нами угнаться!» Германия хохотала.
    Вскоре слава о «гениальном преступлении» разошлась за пределы Германии. И в августе 1908 года дерзкий аферист, завоевавший симпатии прессы и общественности, был помилован императором и освобожден из тюрьмы.
    [​IMG]
    В 1996 году у входа в ратушу Кёпеника был установлен бронзовый памятник «капитану», а в Музее мадам Тюссо демонстрируется восковая фигура Фойгт.
     
    Последние данные очков репутации:
    PROJEKTOR: 80.040.920 Очки 19 окт 2018
    #96
  18. Stirik

    Stirik Воин бога

    Репутация:
    1.267.729.412.866
    Stirik, 24 окт 2018
    История отмерила СССР всего 69 лет. Коммунистическое же государство иезуитов в Парагвае продержалось почти вдвое дольше — от начала XVII до второй половины XVIII века, когда интерес к коммунистическому устройству общества охватил и Старый Свет.

    В 1516 году испанский конкистадор Дон Хуан Диас де Солис открыл на севере Ла-Платы устье большой реки Параны и завоевал лежащие окрест плодородные территории, названные Парагваем. Впрочем, местные индейцы вскоре съели завоевателя. Но начало европейской колонизации было положено. В течение XVI века Парагвай понемногу заселялся испанцами. В 1536 году был построен Ассунсион — столица новой провинции.
    [​IMG]
    Население Парагвая составляли индейцы гуарани, в большинстве своем каннибалы. Они не только поедали павших в битве врагов, но даже в гастрономических целях откармливали своих женщин. В возможности цивилизовать эти племена в ту эпоху вообще сильно сомневались. Один епископ утверждал пред испанским двором, что индейцы «глупые создания, неспособные понять христианское учение и следовать его предписаниям».
    Но вот отцы-иезуиты в начале XVII века энергично взялись за дело обращения южно-американских туземцев в католичество. Для того чтобы войти в доверие к индейцам, они выступили их защитниками от паулистов — охотников за рабами из штата Сан Паулу, тогдашнего центра работорговли. Борьба между иезуитами и испанскими колонистами велась в течение XVII века с большим ожесточением.
    Иезуиты сумели выхлопотать от короля право вооружить краснокожих христиан ружьями и создали из них свою собственную армию.
    Армия иезуитов провела несколько победоносных войн. В 1653 году она освободила Ассунсион, в 1667 и 1671 годах — Буэнос-Айрес, блокированный англичанами. Когда наместник Парагвая Дон Хосе Антекверра вступил с ними в войну, он был разбит 12-тысячным войском туземцев, руководимым иезуитами и европейскими офицерами.
    В конце концов иезуиты смогли отстоять свою власть над равнинами среднего течения рек Параны и Уругвая. В этой стране, занимавшей около 200 тыс. кв. километров, и возникло первое и единственное в мире иезуитское государство, с населением 150−200 тысяч человек, которые жили в крупных селениях, называемых редукциями. До сих пор эти области современных Бразилии, Аргентины и Парагвая называются Мисьонес — район миссии.
    [​IMG]
    В 40-х годах XVII столетия иезуиты Симон Машета и Катальдино разработали и внедрили в парагвайских миссиях Ордена Иисуса проект теократического государства, основанного на коммунистических началах. Номинально оно находилось под властью испанской короны, но с 1645 года управлялось независимо от светской власти, на что имелась специальная привилегия, полученная от короля Филиппа III.
    Государство иезуитов, конечно, являлось утопией. Но его отцы-основатели не были почитателями Платона, Томаса Мора или Кампанеллы. Образцами для них служила жизнь раннехристианских общин и монашеских орденов с их идеями уравнительного коммунизма.
    Главным условием существования государства иезуитов, как и полагается всякой утопии, была полная внешняя изоляция. Этому способствовало и его географическая обособленность. Нужно было плыть около четырех недель от устья Параны, чтобы достигнуть первого жилья. Иезуиты добились от испанского правительства закона, по которому ни один европеец не мог без их разрешения проникать на территорию редукций, а срок его пребывания там ограничивался тремя днями. Индейцы могли покидать редукцию лишь в сопровождении патеров. Несмотря на указ Филиппа V (1743), требовавший в обязательном порядке обучать туземцев испанскому языку, иезуиты отказывались делать это, объясняя свое упорство желанием спасти свою паству от развращения соседями-испанцами. Испанцы изображались патерами как орудия дьявола. В каждом из белых колонистов, по уверению отцов, сидел злой дух, стремившийся только к золотому тельцу, — аллегория, часто понимавшаяся наивными туземцами в буквальном смысле слова. К слову, сами иезуиты, возглавлявшие редукции, большей частью были немцы, итальянцы и шотландцы.
    В 1691 году тиролец о. Антонио Сепп посетил это государство и дал его описание, которое в 1757 году было опубликовано по-французски, а несколько позднее (1768) по-немецки, как приложение к трехтомной книге Пьера Шарлевуа по истории Парагвая.
    Во главе иезуитского государства стоял Кордовский провинциал и четыре его советника. Число членов ордена, занятых в Парагвае, было не велико, не более 100-120 на все тридцать округов, или «доктрин», на которые подразделялось государство.
    [​IMG]
    Тринидад - одна из крупнейших редукций иезуитов в Парагвае.
    Обычная редукция вмещала от двух до семи тысяч индейцев. Встречались и малочисленные поселения с 500 жителей; в самой крупной миссии св. Ксавера насчитывалось 30 тысяч человек. Все редукции были хорошо укреплены. Деревень в иезуитском государстве не существовало. Отец Антонио Сепп, посетивший одну из крупнейших редукций — Япею, нашел там великолепные здания из камня и дерева, фабрики, магазины, арсенал, тюрьму, прядильню, аптеку, больницу, гостиницу, кирпичные заводы, мельницы, красильни, литейные мастерские. В окрестностях было много садов и поля, засаженные рисом, табаком, пшеницей, бобами и горохом. Озера и реки кишели рыбой, леса — оленями, козами, кабанами, дикими лошадьми и рогатым скотом. Перепелки и рябчики водились в таком изобилии, что их убивали палками.
    Во главе каждой редукции стояло два патера-иезуита. Старший из них, «исповедник», посвящал себя культу, младший считался его помощником и руководил хозяйственными делами. Оба старались вести таинственную жизнь земных полубогов, держась вдалеке от своей паствы. Священники обычно показывались индейцам только во время богослужения. В другое время они сносились с ними через посредство должностных лиц из местного населения — коррехидоров (кациков) и алькадов. На все общественные должности раз в год назначались выборы, в которых участвовало все население редукции.
    Вся жизнь туземцев в редукциях была строго регламентирована. Присутствие при богослужении было для всех обязательно. Деньги, денежный оборот и всякая торговля воспрещались. При расчетах переносили условные средства со счета на счет без наличной уплаты. Все имущество в стране было объявлено собственностью Бога — ничто не могло ни отчуждаться, ни приобретаться, ни обмениваться, ни завещаться. Каждый работал на себя в поле не более трех дней — остальное время представляло собой сплошной субботник, посвященный государству. Личный надел земли тоже принадлежал не работнику, а миссии.
    Кроме сельского труда в государстве иезуитов было налажено развитое ремесленное производство. Вообще затерянное в диких дебрях государство иезуитов было единственным промышленным государством Южной Америки. В нем процветали различные виды ремесленных промыслов — ювелирное, часовое, швейное, ткачество, резьба по дереву и камню, гончарное дело, судостроительство. Под руководством иезуитов гуарани строили корабли крупнее тех, что строились на лондонских верфях. Население пользовалось услугами кузнецов, столяров, портных, ткачей бесплатно.
    Излишки труда индейцев отбирались «в общий котел», во владение государственной власти, которая одна вела иноземную экспортную торговлю. Главнейшими пунктами экспорта были портовые города Буэнос-Айрес и Санта-Фе. Эта торговля давала ежегодно отцам-иезуитам до 2 миллионов франков, — почтенная рента по тогдашнему времени.
    Материальное же благополучие подданных иезуитов было весьма скромным. Жилища туземцев строились из тростника, облепленного глиной, без окон и дымовой трубы. Одежда была бедна и скудна. Даже те из них, кто работали в сапожных мастерских, не имели права носить обувь.
    Семейные отношения также находились под контролем отцов-иезуитов. Для заключения браков было установлено два срока в год. Холостая жизнь для всех туземцев в обязательном порядке прекращалась между 14 и 16 годами. Тогда-то индейцы единственный раз в жизни держали в руках настоящие деньги. Обычай требовал вручения женихом невесте звонкой монеты. Перед венчанием туземцу выдавались монеты; он их вручал своей суженой, а после венца деньги вновь возвращались церковнослужителю-иезуиту. Долгое время взаимного согласия молодых не требовалось — венчали всех созревших скопом, разбив их на случайные пары. Ночью раздавался звон колокола, который должен был напоминать супругам об их супружеских обязанностях.
    После определенного вечернего часа никто не мог ходить по улице, — за выполнением этого правило строго следили ночные патрули из «лиц, заслуживающих доверия».
    Писанных законов в государстве иезуитов не было. В подавляющем большинстве случаев наказания ограничивались епитимьей (молитва и пост), замечаниями или публичным порицанием. При более серьезных преступлениях прибегали к наказанию палкой (не более 25 ударов) или тюремному заключению, срок которого не превышал 10 лет, хотя первоначально убийцам назначали и пожизненное. Смертной казни не существовало.
    Образование сводилось к усвоению религии, к умению читать и писать на своем родном языке, на котором имелись катехизис и рассказы из жизни святых (письменность для гуарани создали иезуиты). Более способные приобщались к начаткам латинского языка. Европейских языков, литературы и истории, обычаев и законов туземцы не знали.
    Положительные и отрицательные стороны такого массового воздействия и воспитания были налицо: нравы несомненно становились мягче, поведение скромнее, но лицемерие и ханжество естественно свивали себе здесь прочное гнездо. В редукциях не было ни бедности, ни богатства, ни нищеты, ни роскоши, ни связанных с ними бедствий и несправедливости. Зато на их место явились однообразие и казарменная монотонность жизни.
    Один из мадридских ревизоров, присланных в Парагвай, уверял короля, что «поселения достойных отцов являются христианской республикой, где царствует самая возвышенная невинность и, быть может, за целый год не совершается ни одного смертного греха».
    Исторические часы «христианнейшей республики» пробили полночь в 60-х−70-х годах XVIII века, когда Орден Иисуса подвергся папскому запрещению, а иезуиты были изгнаны из Испании и Португалии. Индейцы подняли мятеж, пытаясь защитить своих отцов, но после его подавления стали разбегаться. К концу века Просвещения редукции опустели.
    В 1835 году на землях бывшего государства иезуитов проживало 5 тысяч гуарани. Теперь там можно увидеть лишь развалины огромных храмов с великолепно выполненными барельефами.
    Парагвайский опыт сыграл крупную роль в истории государственных учреждений Западной Европы, которая в ту эпоху уже тревожно искала новых социально-политических путей.
    Так, всегда саркастический Вольтер был на редкость снисходителен к парагвайским иезуитам. В одном из своих сочинений («Essai sur les moeurs») он писал, имея ввиду борьбу патеров против рабства и социальной несправедливости: «Распространение христианства в Парагвае силами одних только иезуитов является в некоторых отношениях триумфом человечности».
    Монтескье в «Духе Законов» (книга 4, глава 6) говорит: «На долю общества Иисуса выпала честь впервые провозгласить в этой стране идею религии в соединении с идеей гуманности... оно привлекло рассеянные в лесах племена, дало им обеспеченные средства для существования и облекло их в одежду. Всегда прекрасно будет управлять людьми для того, чтобы сделать их счастливыми».
    В том же духе высказывались аббат Рейналь, Бюффон, Лессинг, Виланд и другие писатели-романтики, исходившие из теории естественной добродетели и необходимости приближения к природе. К этому хвалебному хору не присоединился только один Дени Дидро. Знаменитый энциклопедист считал систему иезуитов «ошибочной и деморализующей». Теоретики социализма и коммунизма XIX−ХХ веков, в общем, разделяют его мнение.
    Святловский В.В. Коммунистическое государство иезуитов в Парагвае в XVII и XVIII ст. — Пг.: Путь к знанию, 1924.
     
    Последние данные очков репутации:
    МиРоТВоРеЦ: 2.147.483.646 Очки 5 июл 2019
    #97
  19. Никнейм

    Никнейм

    Репутация:
    141.445.385.396
    Последние данные очков репутации:
    PROJEKTOR: 2.147.483.646 Очки 18 июл 2019
    #98
  20. Stirik

    Stirik Воин бога

    Репутация:
    1.267.729.412.866
    Stirik, 12 июл 2019
    Без слов
    [​IMG]
     
    Последние данные очков репутации:
    МиРоТВоРеЦ: 2.147.483.646 Очки 12 июл 2019
    tOmbovski volk: 2.147.483.646 Очки 12 июл 2019
    Agasfar: 2.147.483.646 Очки 13 июл 2019
    #99
    МиРоТВоРеЦ нравится это.
  21. Stirik

    Stirik Воин бога

    Репутация:
    1.267.729.412.866
    Stirik, 10 авг 2019
    Провал крестоносных авантюр на Ближнем Востоке был чреват для духовных орденов, благословляемых папой римским, не только уменьшением влияния и доходов, но падением военной мощи. К началу 13-го века под ударами воинов ислама тевтонский орден вынужден был перебраться в Венгрию, чтобы бороться с половцами. Не сложилось с венграми — тевтонцы отправились искать счастья в Прибалтику. Но к середине 16 века некогда могущественный Тевтонский орден утратил все свои завоевания в отбитых у пруссов областях. Разгром на поле Грюнвальда в 1410 году подорвал престиж братьев-рыцарей на международной арене. В 1525 году тевтонцы фактически потеряли и Пруссию. Здесь нарастало влияние протестантизма и северо-германские князья не хотели подчиняться папе римскому, поддерживая учение Лютера.
    [​IMG]
    Мальтийские рыцари​
    После 1525 года тевтонцы выбрали своей резиденцией Мергентейм во Франконии. Магистр Ордена стал выполнять одновременно и обязанности гроссмейстера, содержал штат придворных, фактически превратился в немецкого князя. Прежняя Ливония, где некогда властвовали тевтонцы, все больше подчинялась лютеранам. Остатки Тевтонского ордена пытались противостоять с одной стороны давлению православных, с другой лютеран. Дело дошло до полного упразднения духовно-рыцарского государства в 1561 году, когда ливонский магистр Готхард Кеттлер отказался от католицизма и принял протестантизм. Он получил права наследственного герцога Курляндии и Семигалии.
    Тевтонский орден в конце 16 века представлял собой жалкое зрелище. Всего в нем насчитывалось не более 170 рыцарей. Ветхий орден стал прибежищем немецких аристократов, возглавлять им доверяли представителей Габсбургов. Так, с 1595 года орденом руководил Максимилиан Габсбургский. Несмотря на глубокий упадок, Орден все равно рвался в бой. Он предлагал свою помощь в борьбе против турок венграм и австрийцам. На театре боевых действий с турками рыцари представляли императорский двор, но нисколько не сам Орден.
    С начала 17 века прослужившие в Тевтонском ордене рыцари отправлялись служить на командных постах в армии австрийского императора. Интересно, что с с 1648 года путь в орден был открыт и протестантам. Было декларировано: на равных правах принимались родовитые лютеране и кальвинисты. Так старинный Орден стал служить сразу трем конфессиям христиан. Противостояние Европы и Османской империи вынуждало рыцарей духовного ордена искать союзников. Они пытались соединиться с отрядами Мальты и Венеции, в 1662 году тевтонцы планировали создать флот военных судов для противодействия переправам турок через Дунай.
    [​IMG]
    Галеры Мальтийского Ордена​
    В 1664 году гроссмейстер ордена Иоганн Каспар фон Ампринген возглавил отряд рыцарей для ведения боевых действий с османами в Венгрии, но в 1668 его вторжение на остров Крит закончилось сокрушительным разгромом и большими потерями. Отдельные представители духовного ордена числились в составе гарнизонов австрийских крепостей на османской границе. С 1696 года гроссмейстер содержал на доходы командорств целый пехотный полк, который состоял на службе в австрийской армии.
    К 18 веку участие духовного ордена в каких бы то ни было боевых действиях совсем прекратилось. Рыцарей стало совсем мало, меньше сотни. И все они предпочитали более заниматься подсчитыванием доходов, наукой или мистическими обрядами, чем рисковать жизнью в сомнительных авантюрах. От былой романтики крестовых походов не осталось и следа. С началом войны с наполеоновской Францией в 1809 году резиденцию духовного ордена перенесли в Вену. Финансово членов рыцарского братства подпитывали доходы с земель, которые числились за тевтонцами по всей Европе.
    В Испании каждый духовный орден играл свою весомую роль в эпоху борьбы с маврами. Но в 17 веке участие рыцарей в войнах становится крайне редким. Известно, что в 1625 году три испанских ордена насчитывали всего 1452 брата, из которых 949 — почти две трети — числились в ордене Сантьяго. В 1637 и в 1645 годах король Испании и Португалии Филипп IV, намереваясь начать войну с Францией, неоднократно приказывал братьям-рыцарям выполнять предписанные им военные обязанности перед Испанией, но дворянстве хитрили, избегали участия в в битвах под самыми фантастическими предлогами.
    [​IMG]
    Артиллерия на Мальте​
    В 1640 году для формирования батальона было собрано 1543 рыцаря из военно-монашеских орденов, включая орден Монтесы, но только 169 (11 процентов) из них оказались пригодными для защиты родной земли — остальные братья были либо слишком молоды, либо слишком стары, либо слишком больны, либо просто не хотели принимать участие в военных действиях.
    От короля откупались звонкой монетой. Набирали под знамена орденов всякий сброд, только бы отделаться от назойливых властей. Например, 1775 году три полка, содержавшихся Алькантарой, Сантьяго и Монтесой, выслали на осаду Алжира всего 479 солдат. Некогда грозные испанские ордена совершенно выродились. А вот португальские ордена прекратили свое существование уже после наполеоновских войн — в в 1820—1834 годах.
    [​IMG]
    Цитадель госпитальеров на острове Мальта​
    Мальтийский орден дольше всех играл существенную военную роль. Его крепость на острове в Средиземном море последовательно усиливалась вплоть до конца 18 века. Госпитальеры имели свое прочное островное государство, что и гарантировало долгое и стабильное процветание. Мальтийские рыцари регулярно получали пожертвования от своих покровителей из Европы. В 1413 году они пригрозили покинуть Родосскую цитадель, если им не дадут денег короли Франции, Испании, германские князья. Но после Великой Французской революции сложившийся порядок был подорван конфискацией многих земель мальтийцев в Европе.
    А в 1798 году у стен цитадели мальты появился французский флот. 12 июня 1798 года Мальта без боя сдалась Наполеону. Большую часть местных рыцарей составляли французы-роялисты, которые могли дать отпор республиканцам. Но испанцы сложили оружие. В декабре мальтийских рыцарей приютил император России Павел Первый. Он и стал гроссмейстером Мальтийского ордена, даровав рыцарям землю в своей стране. Царь Александр I не был столь благодушен и милостив, как его отец. Он отрекся от звания великого магистра, а затем и совсем попросил рыцарей ордена покинуть российские пределы. Вконец обнищавший Мальтийский орден к 1834 году приютился в Риме, став одним из столпов папского престола.
    Теперь понятно откуда у нас двуглавый орел
     
    Последние данные очков репутации:
    Agasfar: 2.147.483.646 Очки 10 авг 2019
Загрузка...