Be bop

Rock-and-Roll

Заблокирован
Джазовый стиль, сложившийся в начале — середине 40-х годов 20 века и открывший собой эпоху модерн-джаза. Характеризуется быстрым темпом и сложными импровизациями, основанными на изменении гармонии, а не мелодии.
Сверхбыстрый темп исполнения был введён Паркером и Гиллеспи, дабы не подпустить к их новым импровизациям непрофессионалов. Кроме всего прочего, отличительной чертой всех бибоповцев стала эпатажная манера поведения. Изогнутая труба «Диззи» Гиллеспи, поведение Паркера и Гиллеспи, нелепые шляпы Монка и т. д.
Возникнув как реакция на повсеместное распространение свинга, бибоп продолжил развивать его принципы в использовании выразительных средств, но вместе с тем обнаружил ряд противоположных тенденций. В отличие от свинга, большей частью представляющего собой музыку больших коммерческих танцевальных оркестров, бибоп — это экспериментальное творческое направление в джазе, связанное главным образом с практикой малых ансамблей (комбо) и антикоммерческое по своей направленности.
Этап бибопа стал значительным смещением акцента в джазе от популярной танцевальной музыки к более высокохудожественной, интеллектуальной, но менее массовой «музыке для музыкантов». Боп-музыканты предпочитали сложные импровизации, основанные на переборе аккордов вместо мелодий.
Основными застрельщиками рождения стали: саксофонист Чарли Паркер, трубач Диззи Гиллеспи, пианисты Бад Пауэлл и Телониус Монк, барабанщик Макс Роуч.

Музыканты

Dizzy Gillespie
Thelonious Monk
 

Rock-and-Roll

Заблокирован
Ну собственно с Чарли Паркером я уже всех знакомил. Гиллеспи скоро подгоню, наверное.
 

Rock-and-Roll

Заблокирован
Thelonious Monk

a_95999.jpg


В середине 1940-х годов в джазовых кругах Нью-Йорка появилась одна очень противоречивая личность. Это был пианист и композитор Телониус Монк. Монк обладал глубоко специфическим видением музыки. Его композиции узнаваемы буквально с двух первых тактов. Хотя Moнк и появился в эру бопа, его с трудом можно назвать бопером. Он скорее, - минималист. Вообще, в его арсенале было не так много приемов, но он их комбинировал таким образом, что создавалось ощущение некоей напряженности композиции. В своей импровизации он обычно брал несколько диссонирующих аккордов, затем немного развивал мысль и заканчивал, как правило, на пару октав выше, оставляя слушателя в недоумении. Поначалу Монк был всеми отвергнут, но он продолжал работать в своем стиле и, в конце концов, - был признан великим пианистом. Монк написал несколько композиций, которые стали джазовыми стандартами. Среди них "Round Midnight", "Epistrophy", "Ruby,My Dear", "Little Rootie Tootie" и др. Телониус Монк был настолько противоречивой фигурой, что до сих пор не может быть однозначно, или, точнее сказать, равнозначно трактован критиками и музыкантами. Если совершенно ясно, что вклад Диззи Гиллеспи и Чарли Паркера огромен и они сразу получили признание как мастера и виртуозы, то с Монком ситуация сложнее. Хотя Монк был одним из главных архитекторов современного джаза, для достижения этих высот потребовалось немало времени. Он не выступал в роли лидера до тридцатилетнего возраста, а признание пришло к нему еще на десяток лет позже. picВ карьере Монка были головокружительные взлеты - так, в 1964 году его портрет украшал обложку журнала "Тайм" (честь, которой удостоились в ХХ веке всего четыре мастера джаза). К моменту выхода превосходного альбома "Undreground" ("Подполье") в пятидесятилетнем возрасте, Монк был признан одной из ярчайших звезд джаза. Многие пианисты воздают ему должное, как композитору, написавшему, в частности, одну из наиболее популярных джазовых баллад "Round Midnight", но не могут увидеть в нем талантливого пианиста, многие критики же называют его довольно экстравагантный стиль игры самоценным. Майлз Дэвис довольно рано для себя решил, что он не может сосуществовать с Монком в одном коллективе (молодой Дэвис довольно активно играл вместе с прародителями бибопа, правда ему было тогда 19-20 лет), того же мнения придерживались и многие другие музыканты. В результате вплоть до середины 50-х годов Монк оказался в изоляции, продолжая, тем не менее, развивать свою концепцию игры. Из автобиографии Майлза: "В машине Монк мне сказал, что я безобразно играл "Round Midnight", в тот самый вечер, когда была эта овация! Я мог бы сказать, что мне не нравилось, как он поддерживал меня на фортепиано во время моего соло, но добавил только, что людям-то понравилось, иначе бы они не стояли и не аплодировали. Он попросил водителя остановиться и вышел у переправы, а мы поехали в Нью-Йорк. Когда я вновь его увидел, он вел себя так, как будто ничего не произошло. Очень странный, тяжелый человек..." И действительно, Монк имел склонность к шизофрении, как и Бад Пауэлл, с котором он довольно близко общался и с которым вместе в свое время он был арестован за хранение наркотиков. Из-за этого ему было запрещено выступать в нью-йоркских клубах в течение пяти лет, и это был его не единственный инцидент с полицией. В середине 40-х годов он руководил несколькими группами под собственным именем, также работал с Коулманом Хукинсом и оркестром Диззи Гиллеспи. Однако это была эпизодическая работа, и только с середины 50-х его наконец признали за тот вклад, который он сделал в новый джаз, и он стал более или менее регулярно записываться под своим именем. Монк не был виртуозом (впрочем, им так никогда не стал и Майлз), и фортепиано не владел в той мере, в которой это обычно ожидается от профессионального музыканта (по-видимому, Монк - последний из профессиональных джазовых музыкантов, не получивших серьезного формального образования). В среде боперов его контраст с Паркером и Гиллеспи выявлялся в самом невыгодном свете - техника этих виртуозов и в свете нынешних стандартов джазового образования является исключительной. С другой стороны, его музыкальное дарование огромно, оно позволяло сочинять действительно очень узнаваемые, оригинальные и самобытные темы. Некоторая наивная угловатость его манеры игры, необычный подход к клавиатуре нелегко понять и принять при первом прослушивании, и все же она таит в себе некоторое очарование и щедро воздает внимательному слушателю. Большинство записанных им композиций принадлежит ему самому, но существуют и интересные грамзаписи с его трактовкой стандартов таких как "Tea for Two", "Liza", и "Memories of You" - демонстрирующих его необычный подход к игре на фортепиано.ит Играть бок - о - бок с Монком - нередко означало путь к будущей славе для многих, включая Джона Колтрейна, сказавшего в 1960 году: "Работа с Монком позволила мне близко соприкоснуться с архитектором высочайшего класса в музыке. Я ощущаю себя его учеником во всех отношениях - в чувстве, в теории, в технике. Он учил своим примером, своей настойчивостью, всей невыразимостью своей натуры". Большой почитатель Монка, продюсер Оппин Кипньюс, писал: "Это - художник, которого никогда нельзя считать вполне узнаваемым или предсказуемым. В нем остается нечто магическое". Ему как бы вторит Сонни Роллинз: "Монк был магом, волшебником". В 1993 году Национальная Академия США присудила Телониусу Монку посмертно награду "За достижения в течение всей творческой жизни". Формулировка была такова: "За выдающиеся джазовые композиции, неортодоксальную фортепьянную технику и, в частности, такие шедевры, как "Round Midnight" и "String Chaser". Его студийные записи и концертные выступления характеризуют его как одного из величайших артистов Америки. Альбом "Underground" - один из замечательнейших альбомов в карьере Монка (этого мастера джаза) и джазового композитора, сопоставимого в уходящем веке, пожалуй, только с Дюком Эллингтоном.
Похожие музыканты: Barry Harris, Bud Powell, Geri Allen, John Hicks, Elmo Hope, Kenny Kirkland, Herbie Nichols, McCoy Tyner, Mulgrew Miller, Benny Green
Корни и влияние: Teddy Wilson, Duke Ellington Последователи: Mose Allison, Ran Blake, Arthur Blythe, Teddy Charles, Ted Dunbar, Rahsaan Roland Kirk, Steve Lacy, Herbie Nichols, Enrico Rava, Jeremy Steig, Cecil Taylor, Mal Waldron, Alan Skidmore, Dick Wellstood, John Coltrane, Chick Corea, Abdullah Ibrahim, Richard Twardzik, Billy Taylor, Hal Willner pic
Исполнял композиции авторов: Cootie Williams, George Gershwin, Kenny Clarke, Bernie Henighen, Duke Ellington, Ira Gershwin, Sammy Cahn, Irving Mills, Clark Terry, Ned Washington, E.Y. "Yip" Harburg, Bernie Hanighen, Johnny Green, Vernon Duke, Paul Weston, Axel Stordahl, Denzil Best , Jerome Kern, Robert Sour
Работал с музыкантами: Art Blakey, Sonny Rollins, Percy Heath, Kenny Clarke, Max Roach, Miles Davis, Charlie Rouse, Milt Jackson, John Coltrane, Charlie Parker, Orrin Keepnews, Shadow Wilson, Paul Chambers, Art Taylor, Dizzy Gillespie, John Ore, Philly Joe Jones, Curly Russell, Roy Haynes

Аудио [lossless]

Thelonious Monk - 1994 - The complete Blue Note recordings CD1 [by rock-n-roll] коллекция
Thelonious Monk - 1994 - The complete Blue Note recordings CD2 [by rock-n-roll] коллекция
Thelonious Monk - 1994 - The complete Blue Note recordings CD3 [by rock-n-roll] коллекция
Thelonious Monk - 1994 - The complete Blue Note recordings CD4 [by rock-n-roll] коллекция

Видео

Thelonious Monk - Straight No Chaser
 

Rock-and-Roll

Заблокирован
Dizzy Gillespie

a_96077.jpg


Настоящее имя: Джон Биркс Гиллеспи ( John Birks Gillespie) Родился: 21 октября, 1917, Чироу, штат Южная Еаролина, США (Cheraw, SC)
Умер: 6 января, 1993, Инглвуд, штат Нью-Джерми, США (Englewood, NJ)
Жанр: джаз
Стили: вокальный джаз, афро-кубинский джаз, джамп-блюз, боп
Инструмент: труба
Фирмы звукозаписи: Verve (40), Pablo (13), Vogue (7), Original Jazz Classics(7), Norgran (7), Philips (6), Moon (6)

Диззи Гиллеспи внес огромный вклад в джаз не только в роли великолепного виртуоза-трубача со своим, ярко индивидуальным стилем, но также как вокалист и руководитель оркестра. John Birks Gillespie родился в 1917 году в Южной Каролине. В семье было девять детей, и юный Джон начал учиться играть на трубе в 1933 году в Логингбургском институте Северной Каролины. Присоединившись к оркестру Тедди Хилла в Нью-Йорке, он впервые побывал в Европе, выступая с оркестром Тедди в 1937 году. Во второй половине 30-х карьера Диззи получила новый толчок: Диззи играл вместе с такими именами, как Элла Фицджералд, Флетчер Хендерсон; в 1942 году он присоединился к оркестру Эрла Хайнса, где он встретил Чарли Паркера и Сару Воун (Sarah Vaughan).
Вместе с Билли Экстайном в 1944 году он формирует собственный бэнд, играя с ним в различных джазовых клубах Нью-Йорка. Одновременно в клубе Минтона в малых составах Диззи совместно с Паркером, Бадом Пауэллом, Телониусом Монком и Кенни Кларком разрабатывал новый стиль - бибоп, получивший популярность только в конце сороковых, когда Диззи стал самым влиятельным джазовым трубачом, которого пыталось имитировать все молодое поколение трубачей, так же, как Паркера имитировали все молодые саксофонисты.
Где-то в этот период и появилось прозвище "Диззи" - непоседа, тронутый, чокнутый. Безусловно, такое прозвище имело под собой основания, хотя и несколько иные, чем для двух менее жизнерадостных пианистов Монка и Пауэлла. Сальные шутки Диззи на сцене, его шумный и веселый стиль объявления номеров не мог не вызвать некоторого шока у истеблишмента. Появились сомнения в его психическом здоровье и вменяемости, впрочем, ни на чем не основанные.
Можно сказать, что Диззи пережил на музыкальной сцене всех других прародителей бибопа. В постоянных поисках новых путей развития джаза, Диззи был одним из первых, кто представил миру джаза афро-кубинские ритмы и элементы, такие как калипсо, болеро и румба. "Я знаю все латиноамериканские ритмы, но я не играю их в точности так, как это делают сами латиноамериканцы - я добавляю свои ощущения". (из интервью Гиллеспи).
Стр. 26 из 232
Своей быстрой и крайне эмоциональной музыкой бэнд Гиллеспи завоевал множество поклонников в США и в Европе. Комбинация его уникального стиля игры на трубе и сильного вокала оказалась беспроигрышной картой в течении многих лет. Впрочем, деятельность Диззи не ограничивалась только музыкальной: всю жизнь он боролся за равные права музыкантов вне зависимости от их цвета кожи и происхождения (в середине 70-х Диззи возглавлял длительные мировые гастроли United Nations Band). В восьмидесятых он баллотировался в качестве кандидата на пост президента США, выставив главным пунктом программы переименование Белого дома (White House) в Дом Блюза (Blues House) и назначение Майза Дэвиса на должность директора ЦРУ. Такие крупномасштабные сюрреалистические шутки дают некоторое представление о личности Гиллеспи. Скончался он 6 января 1993 года в Englewood, США.
Похожие музыканты: Miles Davis, Jon Faddis, Lester Bowie, Doc Cheatham, Ted Curson, Art Farmer, Marvin "Hannibal" Peterson, Clark Terry, Don Cherry, Freddie Hubbard, Machito Flip Phillips, Jimmy Witherspoon, Panama Francis, Tito Puente
Корни и влияние: Henry "Red" Allen, Roy Eldridge, Charlie Shavers, Louis Armstrong
Последователи: Nat Adderley, Benny Bailey, Joe Carroll, Miles Davis, Jack DeJohnette, Don Ellis, Jon Faddis, Tony Fruscella, Dexter Gordon, Joe Gordon, Bill Hardman, Jonah Jones, Michel Legrand, Chuck Mangione, Jimmy Owens, Leon Thomas, Jack Walrath, Luis Gasca, Moe Koffman, Ernie Royal
Исполнял композиции авторов: Gil Fuller, Frank Paparelli, Charlie Parker, Tadd Dameron, Chano Pozo, Oscar Hammerstein II, Ira Gershwin, Jerome Kern, Thelonious Monk, George Gershwin, Vernon Duke, Count Basie, Lalo Schifrin, Duke Ellington, Kenny Clarke, Ray Brown, Walter Fuller, Benny Golson, Irving Mills
Работал с музыкантами: Charlie Parker, Ray Brown, Norman Granz, Max Roach, Cozy Cole, Oscar Peterson, Milt Hinton, Clyde Hart, John Lewis, Al Haig, Benny Carter, James Moody, Coleman Hawkins, Kenny Clarke, Curly Russell, Lionel Hampton, Don Byas, Ben Webster, Shelly Manne
Участник: Cab Calloway & His Orchestra, Earl Hines & His Orchestra, Teddy Hill & His Orchestra

Аудио [lossless]

Dizzy Gillespie - All-Star Big Band - 2009 - I'm Beboppin' Too [by rock-n-roll] коллекция
 
Сверху