Для чего знать историю?

Есть ли польза и смысл в изучении истории?

  • Да

    Голосов: 39 92,9%
  • Нет

    Голосов: 3 7,1%

  • Всего проголосовало
    42

Doberman

Самец :)
незная свою историю человечство обреченно.ведь история приподнесла нам много уроков.возьмем Маркса с ег отруда о экономике.ведь до сих пор из эитих трудов черпается.на протяжении всег омоего обучения на каждом курсе Маркс приследует меня.а ведь он уже история.я считаю что история одна из важнейших наук.если не самых главных.а насчет памяти несогласен,если тебя нет памяти но тебе это интересно какие то факты волей не волей запомниш
 

sfth

Ословед
не могу жить без изучения истории. Смотрю исторические фильмы, читаю книги и узнаю всё больше и больше нового - это фан!!!
 
K

keira

С одной стороны, смотреть исторические фильмы и читать исторические романы люблю. Но при этом отношусь к ним, как к любой книге фэнтези или фантастике.
А как иначе? С приходом каждого нового правителя везде и всегда учебники по истории переписываются, и все это знают. Любые факты можно повернуть в нужную позу. Не говоря уже об их толкованиях. Тем более кто их знает, доказательства этих фактов? В учебниках, ведь, не прикладывают неопровержимые документы. Просто пишут "доказано, что...", "обнаружено, что...". Я, вот, тоже здесь могу написать "доказано, что летающие тарелки прилетают к нам, чтобы продавать школьникам наркотики". И что?
Причем исторические романы я считаю гораздо более правдивыми, чем учебники. Все-таки, это писалось творческими людьми, от души, т.е. более искренне. Т.е. авторы фантазировали, как эти события могли тогда выглядеть в подробностях, как мы увидели бы их, если бы были их свидетелями. А учебники - это лживая пропаганда нужных идей. В любой стране при любом строе. Дурак тот правитель, который не переписывает историю и не проводит пропаганду. Стану правителем - тоже перепишу сразу же.
А в изучении истории вижу смысл только с точки зрения хобби, поиска романтики какой-то, что ли. Ну и для тренировки мозга и стратегического мышления. Но никак не с точки зрения приобретения знаний по истории.
 
K

keira

Вопрос к тем, кто приводит в качестве аргумента то, что историю надо изучать для того чтобы не повторять ошибок:

приведите, пожалуйста, конкретный исторический пример того, как знание истории остановило кого-то от совершения ошибки.

Например, может быть, кто-то из правителей хотел начать войну (укажите его имя, годы правления, время событий), но вспомнил, что его отец развязал когда-то войну, это добром не кончилось, и передумал.
Или, может быть, в какой-то стране люди хотели совершить революцию, всех раскулачить, но вспомнили, что по истории изучали, что в Советском Союзе эта идея не сработала, и не стали буянить, а пошли на поля хлеб сеять.
Ну, в общем, хоть какой-нибудь пример в масштабах хотя бы глухой деревни.
 
приведите, пожалуйста, конкретный исторический пример того, как знание истории остановило кого-то от совершения ошибки.

Привести пример? Легко:
[74] Faint;4505982 написал(а):
К примеру, все лизали желеяку на холоде? все помнят ощюшения? я думаю мало кто ещё раз будет это делать, для того, чтобы узнать как это. Кто ещё не пробовал, у вас все впереди.
Я вот - не лизал железяку на холоде. Знание истории остановило меня! :scare2:
 

    Veld

    очки: 17
    :):)

dmitriy

Ословед
я учу, вернее изучаю историю не для чего-то, а просто по зову сердца. для меня порой нет ничего более волшебного, чем прикоснуться к чему-то,что имеет возраст более ста лет. а уж побродить по замку крестоносцев или по греческим развалинам это совсем фантастика! поэтому история для меня интересна не столько с фактической стороны - мой интерес к истории поддерживает это невероятное ощущение соприкосновения с чем-то неизведанным. это ведь как машина времени - у тебя в руке гвоздь,который когда-то давно вбивала рука некоего крестоносца, отправившегося по-большей части по зову веры за тысячи километров от родины в жаркие и сухие земли ближнего востока защищать святой град иерусалим - держишь его и мысленно переносишься на сотни лет назад.
 

    ogonek

    очки: 3
    тоже любитель истории:)
K

keira

я учу, вернее изучаю историю не для чего-то, а просто по зову сердца. для меня порой нет ничего более волшебного, чем прикоснуться к чему-то,что имеет возраст более ста лет. а уж побродить по замку крестоносцев или по греческим развалинам это совсем фантастика! поэтому история для меня интересна не столько с фактической стороны - мой интерес к истории поддерживает это невероятное ощущение соприкосновения с чем-то неизведанным. это ведь как машина времени - у тебя в руке гвоздь,который когда-то давно вбивала рука некоего крестоносца, отправившегося по-большей части по зову веры за тысячи километров от родины в жаркие и сухие земли ближнего востока защищать святой град иерусалим - держишь его и мысленно переносишься на сотни лет назад.

Спасибо тебе, что высказал свое мнение вслух, я такое сформулировать не смогла, да и как-то очень лично это. Когда пытаешься кому-то объяснить, никто не понимает, о чем ты. Оказывается есть кто-то, кто чувствует у этих предметов то же, что и я! :)
Только вот жаль, что в музеях предметы трогать не дают :(
А как бы хотелось прикоснуться к книге, которую писал какой-нибудь 20-летний юноша, к примеру, в свое время, и была у него своя судьба, и свое видение своей эпохи. Хотя, я, канеш, понимаю, что если книгу каждый полапает, то от нее ничего не останется, но все равно жаль
 

[74] Faint

Ословед
Вопрос к тем, кто приводит в качестве аргумента то, что историю надо изучать для того чтобы не повторять ошибок:

приведите, пожалуйста, конкретный исторический пример того, как знание истории остановило кого-то от совершения ошибки.

а ты поверишь в этот пример? нигилзм штука хорошая, но везде она в моде. История восновном тем то и отличается, что наиболее яркия пятна в ней оставляют минусы, чем плюсы: революции, войны, катаклизмы, предательства. Элементарно: как был разрушен Колос Родосский, знают многие, и найти инфу не проблема, а вот каким образом он был построен ученые и сейчас бьтся и не вкуривают каки образом при том уровнии развитии, качестве материалов, можно было возвести столь неординарный проект.
И я знаю гораздо больше примеров из истории, которые показывают к чему может привести пренебрежение\незнание истории. Пример: I -> II мировая война, если в кратце мечта о мировом господстве стран тройственного союза за счет глобального терротериального контролирования рабилась в хлам о на скоро сформированый сердечный союз "Антанта", в результате чего, страна, игравшая основнуе роль в тройственном союзе (названяи соответствуют началу I мировой) была унижена перед всем миром колосальными штрафами, эмбарго и прекрашениями дипломатических отношений (я не говорю о полной изоляции, но что-то типа). В итоге... через 20 с хе..м (хкм, хвостиком) лет была столь быстро и интуитивно принята линия партии (не помню названия) и Гитлер взлетел на пост рейсх-канцлера Германии, курс на возрождение (читайте между строк: мы отомстим за наш позор и поражение), выдвежение Арийской нации в локомотивы человеческого прогресса и понеслась песенка... итог знаем
элементарно ватсон
 
K

keira

[74] Faint;4523511 написал(а):
а ты поверишь в этот пример? нигилзм штука хорошая, но везде она в моде. История восновном тем то и отличается, что наиболее яркия пятна в ней оставляют минусы, чем плюсы: революции, войны, катаклизмы, предательства. Элементарно: как был разрушен Колос Родосский, знают многие, и найти инфу не проблема, а вот каким образом он был построен ученые и сейчас бьтся и не вкуривают каки образом при том уровнии развитии, качестве материалов, можно было возвести столь неординарный проект.
И я знаю гораздо больше примеров из истории, которые показывают к чему может привести пренебрежение\незнание истории. Пример: I -> II мировая война, если в кратце мечта о мировом господстве стран тройственного союза за счет глобального терротериального контролирования рабилась в хлам о на скоро сформированый сердечный союз "Антанта", в результате чего, страна, игравшая основнуе роль в тройственном союзе (названяи соответствуют началу I мировой) была унижена перед всем миром колосальными штрафами, эмбарго и прекрашениями дипломатических отношений (я не говорю о полной изоляции, но что-то типа). В итоге... через 20 с хе..м (хкм, хвостиком) лет была столь быстро и интуитивно принята линия партии (не помню названия) и Гитлер взлетел на пост рейсх-канцлера Германии, курс на возрождение (читайте между строк: мы отомстим за наш позор и поражение), выдвежение Арийской нации в локомотивы человеческого прогресса и понеслась песенка... итог знаем
элементарно ватсон

Чо-то я не уверена, что никто из виновников 2й мировой войны не знал историю.
А все-таки пример-то будет какой-нибудь, когда знание истории помогло? "Ты же все равно не поверишь" за довод не засчитывается
 

[74] Faint

Ословед
исчо пример: Французкий Вьетнам - Американский Вьетнам. Для разгону, особо не помню че французам там нада было, итог один вторжение регулярных войск - потери средств, времени, техники, финансов, населения. Американцы, посмотрели, поанализировали, все равно толком не приготовились, напали, потери те-же, только больше. Американский Вьетнам: Россия: "Ага, вот и посомтрим как в реальных условия наша техника работает!" (В войну от своего имени никаму нихочется ввязыватся, а вот силу оружия охото посмотреть), наладили поставки советской техники, оружия, средств во Вьетнам и стали ждать аналитики. Американцы: "Да мы их одним авианисущим флотом задовим!" (К справке этот флот на расстоянии 15 км как карточный домик ухнул в безну от нашей мобильной артиллерии), опробовали свои регулярные войска, оказалось вата (Уроки: появления спец отрядов - морские котеги, рейджеры, армейский спецназ был улучшен экипировкой и подготовкой, оружие массого поражения не работает в локальной и партизанской войне). Мировые уроки: прежние методы ведения войны уже ен актуальны, на рельсах оружее точечного поражения, и 1 в поле воин. Это батенька все на знании современной истории. Так та вот.
 

[74] Faint

Ословед
Чо-то я не уверена, что никто из виновников 2й мировой войны не знал историю.
А все-таки пример-то будет какой-нибудь, когда знание истории помогло? "Ты же все равно не поверишь" за довод не засчитывается

Из пальца не высасывайте пожалуста фразы с измененным смыслом. Я вопрос задал, а не утвердительно сказал. знал-не знал, черт их разберет, полезли же воивать, результат повторился. Только вот страны воевавшие против Германии, Италии, Японии там 2 раз уже не допустили такой ошибки и не стали столь унизительно наказывать опятьже Германию, как виновницу торжества, поступили более благоразумно. Кстати примерно в 45 - 48 годе и ООН образовалась, как орг предотврашаюшая вот такие вот безобразия.

думаю что сложно такой пример привести, по крайней мере мне, историей не увлекаюсь. ты когда ходить училась много раз падала, и это знание о том, как сохранить равновесия в разных ситуациях у тебя сохранилось на уровне подсознания, и ты не произносишь в слух или про себя и нигде не пишешь, что вот если в таком положении корпусь нагнуть ещё на пару градусов к земле то я упаду. имхо такой михонизм и знанием истории


зы изняюсь за грамотейство
 

dmitriy

Ословед
Спасибо тебе, что высказал свое мнение вслух, я такое сформулировать не смогла, да и как-то очень лично это. Когда пытаешься кому-то объяснить, никто не понимает, о чем ты. Оказывается есть кто-то, кто чувствует у этих предметов то же, что и я! :)
у меня такая же ситуация =) не думал,что есть такие же фанаты как и я :)
А как бы хотелось прикоснуться к книге, которую писал какой-нибудь 20-летний юноша, к примеру, в свое время, и была у него своя судьба, и свое видение своей эпохи.
это мне напомнило вот что: несколько лет назад я вдруг обнаружил,что обычные чайные ложки,которыми я каждый день накладываю сахар себе в чай оказывается изготовлены в 1875м году. а в то время я достаточно сильно увлекался психологией и поэтому немного прикинув я был почти шокирован: эти ложки изготовили тогда,когда Зигмунду Фрейду было ровно столько же лет, сколько и мне тогда (19) :fie1:, а Ленин еще ходил в детский сад(5 лет) :newconfus
 

Аластор_Грюм

Ословед
[74] Faint;4523546 написал(а):
исчо пример: Французкий Вьетнам - Американский Вьетнам. Для разгону, особо не помню, че французам там нада было, итог один - вторжение регулярных войск - потери средств, времени, техники, финансов, населения. Американцы, посмотрели, поанализировали, все равно толком не приготовились, напали, потери те-же, только больше. Американский Вьетнам: Россия: "Ага, вот и посомтрим как в реальных условия наша техника работает!" (В войну от своего имени никаму нихочется ввязыватся, а вот силу оружия охото посмотреть), наладили поставки советской техники, оружия, средств во Вьетнам и стали ждать аналитики. Американцы: "Да мы их одним авианисущим флотом задовим!" (К справке, этот флот на расстоянии 15 км как карточный домик ухнул в безну от нашей мобильной артиллерии), опробовали свои регулярные войска, оказалось - вата (Уроки: появления спец отрядов - морские котеги, рейджеры, армейский спецназ был улучшен экипировкой и подготовкой, оружие массого поражения не работает в локальной и партизанской войне). Мировые уроки: прежние методы ведения войны уже ен актуальны, на рельсах оружее точечного поражения, и 1 в поле воин. Это, батенька, все на знании современной истории. Так та вот.

красным выделены орфографические и пунктуационные ошибки

зеленым - опечатки

синим - речевые ошибки, связанные с употреблением разговорной лексики в серьезных постах

фиолетовым - нарушение сочетаемости слов.
 

    [74] Faint

    очки: -3
    и чо? как писалось. я патом изнился

    walrus

    очки: 12
    Се, человек.

    ~SnowMan~

    очки: 5
    Молодец!За русский язык радеешь!
K

keira

Осмелюсь подвести промежуточные итоги (я надеюсь, что они действительно только промежуточные) этой дискуссии:
в изучении истории никакого практического смысла нет. Ее изучают исключительно ради собственного удовольствия (дальше каждый может расшифровать касательно себя - расширение кругозора, тренировка памяти, определенных типов мышления, просто кайф и т.д.).

Я, например, одно время увлекалась изучением отдельных конкретных исторических личностей. Мне было интересно - а почему Иван Грозный был такой грозный? Или почему Петру 1 вдруг стукнуло в голову все поменять, если все вокруг жили определенным образом и считали, что это хорошо? Или какой на самом деле была Клеопатра? А фараоны? Когда изучаешь историю, они кажутся такими полубогами, сошедшими на землю, а ведь это были всего лишь люди. И помимо огромного богатства и власти обладали своими обывкновенными людскими чертами характера, мечтами, достоинствами и недостатками.
Правда, здесь тоже правды не добьешся. Можно только прочитать несколько источников и представлять как это могло быть.
А еще интересно читать мемуары людей, которые прямого отношения к истории, на первый взгляд, не имели.
Например, однажды я читала воспоминания одного полицейского, он разработал и внедрил в России систему дактилоскопии, сори, забыла его фамилию, она необычная такая, может, кто вспомнит. Он смотрел на историю исключительно с точки зрения обывателя и описывал происходящие события именно так, как увидели бы их мы с Вами, а не как историки-аналитики. Естественно, его точка зрения обладала субъективностью, но ведь каждый судит со своей колокольни.
Или недавно начала читать книгу "Язык Третьего Рейха", тоже не помню автора (есть у меня такая болезнь). Тоже очень интересно было взглянуть на становление Гитлера и его партии глазами простого обывателя, который ужасался бездействием большинства и возмущался, почему никто не реагирует. И тут же сам отвечает, приводя в пример ответы своих знакомых, что интеллигентные люди просто не воспринимали Гитлера всерьез, они не думали, что такой маразм может победить на выборах, в общем, видимо, как мы Жириновского воспринимаем :) А он взял, да и победил.
А еще интересно читать вообще неисториков. Например, Аверченко, очень живо описывает революцию и все те события. Так живо, что хочется и плакать, и смеяться.

А когда я пробовала изучать историю по детской толстенной энциклопедии - чуть не вздернулась. Ничего НЕПОНЯТНО, абсолютно НЕЗАПОМИНАБЕЛЬНО и совершенно без всякой логики. Воть :(

Предлагаю знатокам в своих ответах добавлять также интересные источники, которые будут понятны и интересны неспециалистам; парау строчек рецензии от вас не повредит :)

А насчет примеров, когда знание истории помогло кому-то в более-менее крупных масштабах, я так поняла, туго.
И не потому, Faint, что история бесполезна, а потому, что каждый правитель творит историю, а каждый правитель - это просто человек. А каждый человек имеет привычку считать себя самым умным и думать, что с ним не произойдет то, что происходило с другими.
Поэтому история все-таки, в конечном итоге, бесполезна - из-за дурацкого людского характера и гордыни, а не из-за того, что из ее уроков нельзя было бы делать выводы. Даже из уроков, переписанных и перевранных правителями.
 
K

keira

это мне напомнило вот что: несколько лет назад я вдруг обнаружил,что обычные чайные ложки,которыми я каждый день накладываю сахар себе в чай оказывается изготовлены в 1875м году. а в то время я достаточно сильно увлекался психологией и поэтому немного прикинув я был почти шокирован: эти ложки изготовили тогда,когда Зигмунду Фрейду было ровно столько же лет, сколько и мне тогда (19) :fie1:, а Ленин еще ходил в детский сад(5 лет) :newconfus

А мне однажды дядя дал подержать царский серебряный рубль и екатерининскую денежку - она такая огромная, бумажная. Он сказал, что это деньги наших предков, т.е. он их нигде не нашел, они действительно передавались из поколения в поколение, кто-то из наших умных предков просто решил, что для потомков эти деньги будут стоить гораздо дороже, и решил отложить.
И я представила, как он эти деньги мог зарабатывать - в моей родове все были зажиточными крестьянами, пахали с утра до вечера, ребенок научился ходить - вот те плуг в руки и марш в поле.
Ведь им нужно было всем сколько-то поработать, продать зерна, например, чтобы такие денжищщи выручить, и чтобы без всякой пользы для себя положить их в шкатулку и всем потомкам передавать "не тратьте их, передайте следующим". Наверное, с точки зрения окружающих, они выглядели идиотами. Я не знаю тогдашнее значение серебряного рубля, но догадываюсь, что на него нехило можно было пожить определенное время. И вот держишь его в руках, и представляешь, как глава семейства собрал детей и рассказывает им, зачем этот рубль надо отложить. А их стоит штук 8, и у каждого глаза горят - кто конфеты хочет, кто сарафан новый, а тут батя какую-то чушь городит...

А еще мне однажды бабушка дала пошить на машинке Зингера. Ей, машинке, тогда около 100 лет было. И я представляла, как мои прапрапрабабушки шили себе на ней простыни в приданое, платье свадебное, а потом детям одежку. Как они по ночам, при свете масляной лампы или лучинки тихонечко, чтоб никого не разбудить, шили, стараясь не заснуть. Потому что через 2 часа уже идти коров доить. А там уже и новый день начнется.

А еще мне дядя показывал серебряную печатку нашего какого-то предка. Он, я уже говорила, был зажиточный крестьянин, кулак по-тогдашнему. И я представляла, как он этой печаткой ставил печати на всяких накладных, например, когда в городе свои продукты на рынки сдавал.

Бррр... Аж дрожь пробирает, когда про это думаешь. Мы-то те времена если и видели, то черно-белые, дергающиеся... на пленке. А они-то все то видели, как мы свое сейчас! И не думали они, что будет такое далекое будущее, а просто жили и жили себе.

В интернете, кстати, много раз находила открытки, как люди в 18 или 19 веке представляли себе 2000-й год. Очень интересно. Рекомендую поискать. Кстати, если кто найдет, я думаю, не будет оффтопом их сюда выложить.
 
Сверху